КАЛЛИГРАФИЯ
(греч. kalligraphia
- красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого
и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий
письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов ср.-век. Востока;
птичье перо в Европе до 1-й пол. 19 в.; кисть в даль-невост. странах),
так и со стилистич. эволюцией иск-ва. К. не только преследует цели удобства
чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графич. выразительность.
Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на
расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной
узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневост.
странах К. ценилась особенно высоко как иск-во сообщить графич. знаку эмоционально-символич.
значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.
Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во мн. образцах К.
Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К.- Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун
(8 в.), Ми Фэй (И в.). В странах, где ислам ограничивал изобразит, творчество,
К. стала источником богатейших ор-наментально-ритмич. композиций, часто
сочетающихся с геом. или растит, узо-
Слева - фрагмент рукописи шрифтом "каролингский
минускул" ("Евангелие из Лорша", 9 в., Ватиканская библиотека. Рим). Справа
- фрагмент новгородской рукописи шрифтом "устав" ("Юрьевское евангелие",
1119 - 28, Исторический музей, Москва. Переписчик Фёдор Угринец).
ром, даже с изобразит, элементами.
Среди крупнейших каллиграфов - мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.),
Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран, и ср.-азиат,
мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди
(15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.).
В Европе в антич. эпоху были созданы классич. образцы греч. и лат. письма,
чёткого и гармоничного по пропорциям; в ср. века К., очагами к-рой были
монастырские скриптории, эволюционировала от классич. правильности каролингских
образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся
образцы К.,начиная с"Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом
Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европ. К. перешла
к гравёрам, а также к переписчикам и художникам - создателям вычурных шрифтовых
композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило
области применения К., а с появлением машинописи она сохранилась в основном
как предмет обучения в начальной школе ("чистописание"), а также в ряде
областей, где применяются художеств, рисованные шрифты (оформление книги,
плакат, пром. графика и т. д.).
Лит.: Казн Ахмед, Трактат о
каллиграфах и художниках, M.- Л., 1947; И с т р и н В. А., Развитие письма,
M., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie е della calligrafia,
Firenze, 1953; L'art de 1'ecriture, P.- Baden-Baden, 1965.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я