КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Кальдерон
де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de Ia Вагса Henao de
Ia Вагге-da у Riano) Педро (17.1.1600, Мадрид,- 25.5.1681, там же), испанский
драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражд. и канонич.
право в ун-тах Алькала-де-Энарес и Саламанк-ском. К 1619-23 относятся первые
лит. опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя лит-ре. В 1651
принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период
творчества (примерно до сер. 20-х гг.) К. де ла Б. под влиянием Лопе де
Вега
Карпьо
написал "комедии плаща и шпага": "Любовь, честь и власть" (1623,
изд. 1637), "Игра любви и случая" (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотич.
драму "Осада Бреды" (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно
до сер. 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка
фил ос. и этич. проблем, одновременная разработка неск. тем в одной пьесе:
"Стойкий принц" (1628-29, изд. 1636), морально-филос. драма "Жизнь есть
сон" (1631-32, изд. 1636), "Сам у себя под стражей" (1636, изд. 1650) и
др. В "драмах чести" ("Врач своей чести", 1635, изд. 1637, и др.) К. де
ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая к.-л. ведущую черту в характере
героя. В драме "Саламейский алькальд"
(1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской
добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные
мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К.
де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных
праздников. Писал религ. драмы -"Поклонение кресту" (1630-32, изд. 1636),
"Чистилище святого Патрика" (1634, изд_. 1636), а также ауто: философские,
на мифологич. сюжеты с теологич. их истолкованием, на темы Ветхого завета,
на легендарные и историч. сюжеты, вдохновлённые притчами из Евангелия.


Сцена из спектакля "Дама-невидимка".
Московский театр Комедии. 1940.


Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет
к т. н. высокой комедии; для них характерны след, черты: выбор героев только
из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести,
обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный
язык. Унаследовав традиции исп. ренес-сансной лит-ры, К. де ла Б. вместе
с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой
природе человека видит источник зла и жестокости, а единств, средством
примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни.
В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.


В России знакомство с драматургией
К. де ла Б. относится ещё к нач. 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й
пол. 19 в. Интерес представляли постановки: "Поклонение кресту" (1910)
и "Стойкий принц" (1915) Bc. Мейерхольда, а также "Жизнь есть сон" (1914)
А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся MH. сов. театрами.


Соч.: Obras completas, v. 1 - 3, Madrid,
1959; в рус. пер.- Соч., пер. н вступ. ст. К. Д. Бальмонта, в. 1 - 3, M.,
1900 - 12; Пьесы, предисл. H. Б. Томашевского, т. 1-2, M., 1961.


Лит.: M е р и н г Ф., Судья
из Заламеи, в его кн.: Литературно-критические работы, т. IМ.- Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, M., 1956;
Балашов. H. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко
в испанской литературе, "Изв. АН СССР. Серия литературы и языка", 1967,
т. 26, в. 3; е г о ж е, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные
основы барокко в Испании, в сб.: XVII век в мировом литературном развитии,
M., 1969; Frutos Cortes E., Calderon, Barselona, 1949; S h е г g о 1 d
N. D., V а г е у J. E., Los autos sacramen-tales en Madrid en Ia ёроса
de Calderon, 1637 - 1681, Estudio у documentos, Madrid, [1961]; Valbuena
Briones A., Pers-pectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, [1965];
Karczewska-Marki-e w i с z Z.j (Salderon de Ia Barca, Warsz., 1970. H.
Б. Томашевский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я