КАМЕРНЫЙ ТЕАТР

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (20
ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включён в сеть академических),
драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем "Сакунтала" Калидасы.
Основатель и руководитель театра- А. Я. Таиров, поставивший наиболее
значит, спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить
свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. "условному" театральному
иск-ву начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея
к полярным жанрам ("сегодня - мистерия, завтра - арлекинада"), к синтетическому
театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценич.
иск-ва и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров
и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоят,
зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматич. спектакля). Mн.
работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались
удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места
в системе сов. реалистич. иск-ва театр выдвигал декларации, в к-рых определял
свой художеств, стиль (напр., "структурный реализм" - подразумевалась сложная
художеств, структура сценич. произведений; "крылатый реализм" - подразумевалась
необходимость обострённых по форме художеств, обобщений). К. т. приобрёл
широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и
1930).


Ведущей актрисой К. т. была
А. Г. Коонен. Постановка "Оптимистической трагедии" Bc. Вишневского
(1933, Комиссар - А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских
вершин революц. героики на сов. сцене.


Среди крупнейших спектаклей
К. т.: "Фамира Кифаред" Анненского (1916), "Адриенна Лекуврер" Скриба и
Легуве (1919), "Федра" Расина, "Жирофле-Жирофля" Лекока (оба в 1922), "Косматая
обезьяна", "Любовь под вязами" (оба в 1926) и "Негр" (1929) О'Нила; "Опера
нищих" Брехта и Вейля (1930), "Мадам Бовари" по одноим. роману Флобера
(1940), "Пока не остановится сердце" Паустовского (1943), "Чайка" Чехова,
"Без вины виноватые" Островского (оба в 1944), "Старик" Горького (1946).
В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Моск.
драматич. театр им. А. С. Пушкина.


Лит. .Луначарский
А. В.,О театре и драматургии, т. 1, M., 1958; Марков П., Новейшие театральные
течения, M., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского
Государственного Камерного театра, M., 1924; Державин К., Книга о Камерном
театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи, Письма,
M., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, M., 1970. Ю.Л.
Головашенко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я