КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,-21.5.1639,
Париж), итальянский философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистической
утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой
"Философия, доказанная ощущениями" в защиту натурфилософии Б. Телезио
против
схоластич. аристотелизма. Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению
в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества,
был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего
пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии,
политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся
в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося
астрологич. познаниями К., был передан в распоряжение рим. инквизиции,
в мае 1629 освобождён и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему,
при покровительстве кардинала Ришельё, удалось опубликовать часть своих
сочинений.

В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал
учение о "двойном" откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г.
Галилея,
К.
не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование
множества миров.

Коммунистич. утопия К. представляет собой программу всеобщего социального
преобразования на основе общности имущества ("Город Солнца", произведение,
построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубл. 1623, рус. пер.
1906) в рамках всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"). В
идеальной Коммунистич. общине у К. упразднены собственность н семья, дети
воспитываются государством; груд является почётным н равно обязательным
для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности
и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки
("магическому знанию"), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство
Коммунистич. общиной находится в руках учёно-жреческой касты. Осуществление
своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европ.
государей (исп., затем франц. короля) и рим. папу, стремясь достичь духовного
единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами
католицизма.

Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания;
ком-мунистич. утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного
социализма.

Поэзия К. (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает
веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой
личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажёгшего
светоч знания во "мраке".

Соч.: Poesie filosofiche, Lugano, 1834; Tutte Ie opere, v. I, Mil.-
Verona, 1954;

T. Кампанелла.

Lettere, Bari. 1927; Opuscoli inediti, Firenze, 1951; Cosmolo-gia, Roma,
1964; 1 sacri segni, v. 1 - 6. Roma, 1965 - 68; и рус. пер., в кн.: Антология
мировой философии, т. 2, M., 1970, с. 180-92.

Лит.: P у т е н-6 у р г В. И., Кампанелла, Л., 1956; Ш
т е к л и А. Э., Кампанелла, M., 1966; Горфункел-A. X., Томмазо Кампанелла,
M., 1969 (имеется библ.); Де Санктис Ф., История итальянской литературы,
т. 2, пер. с итал., M., 1964; Storia deila letteratura ita-liana, v. 5.
Il seicento, Mil., 1967; Bo-nansea B. M., T. Campanella, Wash., 1969; Badaloni
N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; C or s an о A., Tommaso Campanella,
Bari. 1961; F i г р о L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella,
Torino, 1940; его же, Richerche Cam-panelliane, Firenze, 1947. A. X.
Горфункель.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я