КАНАДА
XIII. Литература
Развивается в основном на англ, и франц. языках. Лит. произведения выходят
также на рус., укр. и др. языках. Устное творчество коренного населения
- индейцев и эскимосов - частично собрано англо-канад. писателями 20 в.
Защите прав индейцев, лит. обработке их легенд посвятила свою жизнь поэтесса
Полин Джонсон (1862-1913). О трагич. судьбе эскимосов рассказал в кн. "Люди
Оленьего края" (1952) и "Отчаявшийся народ" (1959) Ф. Моуэт (р. 1921),
автор книг об освоении канад. Севера.
Литература на французском языке. Период франц. колонизации отмечен
произведениями на религ. темы и дневниками первопоселенцев. После установления
англ, господства в К. (1763) во франкоязычной лит-ре нашло отражение сопротивление
франко-канадцев англ, ассимиляции. Процесс формирования франко-канад. лит-ры
в значит, степени проходил под воздействием франц. культуры, а также религ.-патрио-тич.
и патриархальных идей. Оживление общественно-культурной жизни К. в сер.
19 в. способствовало возникновению патриотич. школы поэтов-романтиков,
к к-рой принадлежали Л. Фрешетт (1839-1908), П. Леме (1837-1918) и др.
Возглавлял её О. Кремази (1827-79) - первый крупный франко-канад. поэт,
издававший первый лит. журнал "Les Soirees Canadiennes" (1861-65). Романтич.
проза 19 в. (романы А. Жерен-Лажуа, 1824-82, Ф. де Гаспе-отца, 1786-1871)
воспевала ист. прошлое. Возникшая в 1895 т. н. монреальская школа поэтов
(TTT. Жиль, 1871 - 1918, Э. Неллиган, 1879-1941), большинство к-рых оставались
романтиками, искала новые поэтич. средства и стремилась освободиться от
влияния католич. идеологии. В нач. 20 в. распространилась региональная
лит-pa, идеализировавшая патриархальный уклад жизни, религиозность крестьян.
Роман Л. Эмона (1880- 1913) "Мария Шапдлен" (1916) оказал влияние на лит-ру
о колон, периоде, обогатив её реалистич. элементами. В период между двумя
мировыми войнами выступили поэты-последователи франц. парнасцев (см. "Яарнас").
С. Д. Гарно (1912-43) - один из первых поэтов, стремившихся передать трагич.
мироощущение.
В 30-е гг. получил развитие реализм, к-рый в сер. 40-х гг. стал гл.
направлением в лит-ре. Писатели обратились к социальным проблемам. P. Ле-млен
(р. 1919) сатирически изображал служителей церкви, обличал ханжество и
мещанство (роман "У подножия откоса", 1944); Габриель Руа (р. 1909) в романе
"Счастье по случаю" (1945) показала жизнь рабочего предместья большого
капиталистич. города, с психологич. глубиной раскрыла внутр. мир героев.
В романах Ринге (наст, имя- Ф. Паннетон, 1895-1960) показан распад патриархального
быта. С 50-х гг. проза всё больше тяготеет к психологизму, к изображению
отчуждённости человека в капиталистич. обществе: произв. И. Терио (р. 1915),
Э. Клутье (р. 1921). Протест против религ. аскетизма - содержание творчества
А. Лан-жевена (р. 1927), А. Жиру (р. 1916); Ж. Ж. Ришар (р. 1911) в романе
"Огонь в асбесте" (1956) показал столкновение рабочих с амер. капиталистами,
хозяевами предприятий. Ю. Акен (р. 1929) призывает франко-канадцев к борьбе
за нац. достоинство (роман "Ближайший эпизод", 1965). Романам К. Жасмена
(р. 1930) свойствен абстрактный гуманизм. Мари Клер Бле (р. 1940) нарисовала
реалистич. картину жизни франко-канадцев (роман "Один сезон из жизни Эмманюэля",
1966). Поэты кон. 40- 60-х гг. стремятся отражать интеллектуальную и эмоциональную
жизнь современников. А. Гранбуа (р. 1900) обращается к темам любви, жизни
и смерти; мотивы отчаяния в поэзии Анн Эбер (р. 1916) сменились осознанием
величия и красоты окружающего мира; для стихов Рины Ланье (р. 1915) характерны
религ.-мистич. настроения. Поэзия P. Жигера (р. 1929), Ж. Г. Пилона (р.
1930), П. Шамберлана (р. 1939), Ж. Бро (р. 1932) пронизана политич. звучанием.
В их творчестве нашла отражение тема борьбы франко-канадцев против экономич.
и политич. неравенства. Прозаик Л. Груль (1878-1967) и нек-рые его последователи
заняли националистические позиции по отношению к англо-ка-надцам.
Литература на английском языке. Лит-pa раннего периода в большой
мере была ограничена традициями англ, романтизма и зачастую носила подражат.
характер. О трудностях освоения новых земель рассказали прозаики Фрэнсис
Брук (1724-89), Кэтрин Трейл (1802-99), Сюзанна Муди (1803-85) и поэты
О. Голдсмит (1787-1861) и А. Маклахлан (1818-96). Герой выходившей выпусками
сатирич. книги T. Халибёртона (1796-1865) "Часовщик, или Рассуждения и
поступки Сэма Слика из Сликвиля" - ловкий и бесчестный янки. T. н. поэты
Конфедерации - романтики писали о красоте природы и призывали канадцев
разных национальностей к объединению. Творчество входивших в эту группу
Ч. Робертса (1860-1943) и У. Б. Кармена (1861- 1929) отмечено влиянием
англ, поэтов Ф. У. Эмерсона, Дж. Китса и А. Суинберна; более самостоятельна
поэзия Д. К. Скотта (1862-1947). Распространённый жанр прозы 2-й пол. 19
в.- ист. роман. В нач. 20 в. прозе свойственно областничество, излюбленный
жанр - "местная идиллия". Мировое признание получило творчество С. Ликока
(1869- 1944), рисовавшего нравы жителей канад. городков, власть денег,
неприспособленность "маленького" человека.
Появляются лит. журналы, первые истории и антологии канад. лит-ры, создаётся
(1921) Канад. ассоциация писателей, объединившая гл. обр. англо-канад.
писателей. В эти годы выступили поэты У. Макдональд (р. 1880), страстный
противник войны, интернационалист и демократ, и Э. Дж. Прэтт (1883- 1964),
преклонявшийся перед могуществом природы и человека. MH. поэты 30-40-х
гг. обращались к социальным проблемам: Патриция Пейдж (р. 1917), Л. Дьюдек
(р. 1918), поэты, объединившиеся вокруг журн. "Preview" (1942-45) и "First
Statement" (1942-45). Поэт-коммунист Д. Уоллес (р. 1890) пишет о борьбе
трудящихся, об СССР. Традиции англ, семьи воспевала в идиллич. тонах Мазо
де ла Рош (1879-1961) в многотомной хронике о семье Уайтоу-ков. Значит,
место занимает анималистская тема, к к-рой обращались Ч. Роберте, Э. Сетон-Томпсон
(1860-1946), соединивший художеств, вымысел с научностью, Серая Сова (наст,
имя -Дж. Бе-лани, 1888-1938).
С сер. 20 в. лит-pa К. на англ. яз. стала приобретать отчётливо выраженные
канад. нац. черты. С 40-х гг. развивается критич. реализм. Герои реалистич.
романов Ф. Грова (1872 - 1948) - люди труда. Творчество писателя-реалиста
M. Кэллехена (р. 1903) проникнуто гуманизмом, сочувствием к угнетённым.
X. Мак-Леннан (р. 1907) в своих произв. призывает канадцев англ, и франц.
происхождения к единству (роман "Два одиночества", 1945); некоммуникабельности
людей в совр. капиталистич. обществе посвящён его роман "Возвращение сфинкса"
(1967). Для реалистич. романов и рассказов (сб. "Мужчины и женщины", 1966)
X. Гарнера (р. 1913) характерно глубокое понимание психологии канадцев.
Тема MH. произведений 60-х гг. - хаос совр. капиталистич. действительности:
"Высоко, где дуют ветры" (1960) Д. Уокера (р. 1911), "Император мороженого"
(1965) Б. Мура (р. 1921), "Слова моего крика" (1966) P. Кретча (р. 1927),
"Эреб" (1968) P. Хантера и др. Верой в рабочий класс, пониманием необходимости
единства рабочих разных национальностей в борьбе за свои права отмечены
романы Г. Буллера "Только сам человек" (1963) и "Квебек в огне" (1965).
Д. Картер (р. 1910), пропагандист идей марксизма, редактор журнала об СССР
"Northern Neighbours" - автор романов "Будущее за нас" (1950), "Сыновья
без отцов" (1955).
Внимание передовых писателей К. привлекают такие проблемы, как угроза
подчинения К. США, обострение нац. розни между франко-канадцами и англо-канадцами,
проблемы канад. Севера и положение индейцев и эскимосов. С др. стороны,
книжный рынок К. наводняется лит. поделками амер. происхождения, переполненными
сценами секса, убийств и т. д.; их влияние сказывается на творчестве канад.
писателей (романы Дж. Бау-эринга, П. Уэста, С. Саймонса).
Появляются работы по истории канад. лит-ры; с 1959 издаётся на англ.
яз. журн. "Canadian Literature", освещающий проблемы англо-канад. и франко-канад.
лит-р; журнал помещает также статьи на франц. яз.
Лит.: Ванникова H. И., Канадская литература на французском языке
(1945-1965), M., 1969; её же, Две стороны одной проблемы, "Иностранная
литература", 1970, № 7; Затерянная улица. Современная канадская новелла.
[Предисл. Л. Орёл], M., 1971; Той gas G., His-toire de Ia litterature canadienne-francaise,
P., 1960; Literary history of Canada, Toronto, 1965; Grandpre P., Dix ans
de vie lit-teraire au Canada francais, Montreal, 1966; Sylvestre G., Canadian
-writers, Toronto, [1966]; Story N., The Oxford companion to Canadian history
and literature, Toronto, 1967; "Europe", 1969, Fevr.- Mars, № 478-479.
Л.
С. Орёл.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Ко времени европ. колонизации индейцы К. жили в землянках (охотники
Скалистых гор), шалашах-вигвамах (лесные охотники), крытых шкурами палатках-типи
(индейцы прерий), общинных каркасных домах, крытых корой (лесные земледельцы)
или обшитых деревом (рыболовы зап.побережья). Иск-во индейцев представлено
богатейшей полихромией резьбой по дереву (тотемные и намогильные столбы,
маски, утварь с переплетением реальных и фантастич. мотивов - на зап. побережье),
резьбой и гравировкой по камню, кости и рогу, украшениями из перьев и раковин,
яркими узорными тканями, вышивкой (иглами дикобраза, волосом оленя и лося),
росписями (сим-волич. мотивы, изображения животных, сцен войны и охоты).
Эскимосы, жившие в куполообразных "иглу" из снега, полуподземных постройках
из дерева, камня, костей, резали и гравировали по камню, кости и рогу.
В 17 - нач. 19 вв. выходцы из Франции принесли в вост. К. свои традиции
- тип дома с массивными стенами и крутой крышей, зальные церкви с 1-2 башенками
над фасадом, обществ, здания по франц. образцам (арх. Ж. Демер, T. Байарже),
резьбу по дереву (Ф. Байарже, Л. Кевий-OH) и произ-во серебряных изделий
(Ф. Ранвуазе)в духе барокко и классицизма, религ. и портретную живопись
(Ф. Бо-кур, А. Пламондон). В колонизов. англичанами части К. во 2-й пол.
18 - нач. 19 вв. сложилась традиция рационального деревянного каркасного
и каменного зодчества в духе классицизма (арх. Дж. Меррик), получила развитие
пейзажная графика (T. Дейвис). С сер. 19 в. растут города; новые, возникающие
на 3. страны, имеют прямоугольную сетку улиц и малоэтажную застройку. Эклектика
характерна для церквей, адм. зданий, особняков в Оттаве, Монреале, Торонто,
Квебеке (арх. Э. Леннокс, Дж. Лайл). С кон. 19 в. усилилось влияние архитектуры
США (высотные конторские здания, отели - арх. Ф. Дар-линг, Дж. Пирсон).
Наряду с подражателями франц. или амер. иск-ву с сер. 19 в. выдвинулись
самобытные мастера пейзажа и сцен крестьянской, провинциальной или индейской
жизни (П. Кейн, К. Кригхоф; на рубеже 19-20 вв.- X. Уотсон, X. Уокер, M.
Каллен). В 20 в. расцвет нац. реалистич. иск-ва связан с лирическими гор.
и сел. пейзажами (Дж. У. Моррис, К. Ганьон) и эпически широкими, ярко декоративными
и романтичными образами нетронутой природы К. (T. Tомсон; "Группа семи"
- Дж. Макдональд, А. Лизмер, Ф. Варли, А. Джэксон и др.), с нар. образами
скульптора Фрэнсис Лоринг, с анима-листич. графикой Э. Сетон-Томпсона.
В сер. 20 в. интенсивно перестраиваются и разрастаются старые города, расширяется
жилищное стр-во, в т. ч. из дерева.
Эскимосская скульптура. Мастер Т е р о а п и к. "Мать с ребёнком". Мыльный
камень. Середина 20 в.
Ф. Варли. "Залив Джорджиан-Бей". Около 1920. Национальная галерея Канады.
Оттава.
Воздвигаются крупные пром. и обществ, комплексы из железобетона и стали
в совр. формах (комбинат Аннесис-Ай-ленд, ратуша в Торонто, пл. Виль-Мари
и Всемирная выставка 1967 в Монреале); по единым планам с применением принципов
зонирования и микрорайонирования строятся города при пром. предприятиях
(Китимат, Эллиот-Лейк), в т. ч. заполярные (Инувик). Социальные противоречия
проявляются в контрастах грандиозных адм. и деловых комплексов и большого
количества устарелой жилой застройки.
Л. А р ш а м б о. Декоративная композиция и ограда аэропорта Аплендс
в Оттаве. Алюминий. 1960.
В совр. иск-ве преобладают модернистич. течения (живописец Ж. П. Риопель,
скульптор Л. Аршамбо); реалистич. традиций придерживаются Ф. Тейлор, T.Макдональд,
художники"Рабочей художественной лиги". Развиваются дизайн, ряд
видов декоративного иск-ва (обработка металла, ковроделие, керамика). В
нар. творчестве выделяются резьба по дереву и вышивка украинцев, каменная
скульптура эскимосов. Прикладная графика в основном следует образцам "массовой
культуры" США.
Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV. XXXV (стр. 304-305).
Лит.: G о w a n s A. W., Looking at architecture in Canada, Toronto,
1958; Ross M. (ed.), The arts in Canada, [Toronto, 1958]; Hubbard R. H.
(ed.), An antology of Canadian art, Toronto, 1960; Harper J. R., Painting
in Canada, [Toronto], [1966].
XV. Музыка
Музыка составляла издавна важную часть быта коренных жителей страны
и переселенцев. Муз. жизнь в силу особенностей ист. развития К. с 17 в.
связана с англ, и франц. культурой. До кон. 18 в. была распространена преим.
церк. музыка. Развитию светской музыки способствовали англ. воен. духовые
оркестры. С кон. 18 в. устраивались концерты, в нач. 19 в.- оперные спектакли
силами любителей. Среди первых канад. композиторов - француз Ж. Кенель,
автор первой канад. оперы "Кола и Колинетта" (1790, Монреаль), немец Ф.
Глаккемайер, англичанин T. Мольт.
Во 2-й пол. 19 в. оживляется муз. жизнь больших городов. Возникают об-ва
любителей музыки (квартетное, филармоническое и др.), в К. выступают европ.
музыканты, оперные труппы и симф. оркестры из США. Наряду с этим происходит
становление собственно канад. нар. музыки (бытовых песен, романтич. баллад,
рыбацких песен и т. п.). Один из первых активных муз. деятелей - комп.
К. Лавалле, автор популярной патриотич. песни "О, Канада", ставшей нац.
гимном.
В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются проф. композиторы и музыканты-исполнители
(получившие образование в Европе). Мировую известность приобрели певица
Э. Альбани, скрипачка К. Парло (ученица Л. С. Ауэра). Создаются проф. оркестры,
хоры.
Интенсивное развитие муз. жизни началось в сер. 40-х гг. 20 в. Этому
способствовала деятельность композиторов X. Уиллана, А. Лалиберте, композитора,
органиста и педагога Э. Макмиллана, дирижёра В. Пельтье, композитора и
муз. деятеля К. Шампаня, композитора и фольклориста Э. Граттона.
Крупнейшие центры муз. культуры К.- Монреаль, Торонто, Квебек, Оттава,
Виннипег. Здесь существуют оркестры, театр, коллективы, в основном частные.
В 1949 создано 2 гос. муз. коллектива - Канад. оперная компания в Торонто,
гастролирующая по всей стране, и Нац. молодёжный оркестр. В 1969 в Оттаве
открыт Нац. центр искусств (оперный и драматич. театры, экспериментальная
студия, концертный зал камерной музыки). В К.- 8 высших муз. , уч. заведений
(консерваторий и муз. академий), в ряде городов открыты муз. школы и муз.
факультеты при ун-тах. С 1965 в Монреале ежегодно проводятся междунар.
муз. фестивали и конкурсы музыкантов-исполнителей.
Среди совр. музыкантов: композиторы - M. Блэкберн, Дж. Вайнцвайг, П.
Меркюр, Ф. Морель, К. Пепен, Г. Риду, M. Сурден, X. Фридман и др.; дирижёры
- Ж. Бодри, А. Бротт, П. Дерво, В. Фелдбрилл; пианисты - А. Гулд, А. Куэрти,
И. Хеллер; скрипачка И. Гендель; певицы - Л. Маршалл, T. Стратас, M. Форестер;
певцы -P. Верро, Э. Джонсон, Л. Килико, Л. Симоно. Канад. композиторы входят
в проф. орг-цию - Канад. ассоциацию композиторов, авторов и издателей.
Существуют также Канад. лига композиторов, Канад. муз. совет и отделение
междунар. об-ва -"Музыкальная молодёжь". В Торонто издаётся журн. "Canadian
Music Journal" (с 1956).
Лит.: MacMillan E., Music in Canada, Toronto, 1955; Kallmann
H., A history of music in Canada. 1534 - 1914, Toronto, 1960. Л. Г.
Григорьев.
XVI. Балет
Танц. традиции коренного населения, связанные преим. с нар. и религ.
обрядами (поклонение солнцу и др.), не оказали влияния на развитие хореографии
К. Поселенцы европ. происхождения, появившиеся в 17 в., исполняли свои
нац. танцы. С нач. 18 в. в Квебеке и др. городах велось преподавание бальных
танцев. В кон. 18 в. на гастроли приезжали артисты балета США, в сер. 19
в.- Франции и Австрии. На формирование нац. балетной школы К. оказали влияние
гастроли А. П. Павловой, а также в 30-х гг.- труппы "Балле рюс де Монте-Карло"
и др. На основе балетной школы, созданной в 1938 англ, балетм. Г. Ллойд
и танцовщицей Б. Фаралли, организована первая труппа - Виннипегский балет
(в 1949 стал профессиональным, в 1953 получил назв. - королевский). В репертуаре
- спектакли, поставленные Г. Ллойд, Б. Макдональдом, M. Контом, А. Спором
и др. Для дальнейшего развития балета значительную роль сыграли Канад.
балетные фестивали (первый состоялся в 1948, проводился в разных городах
до 1954). В 1951 в Торонто под рук. танцовщицы и балетм. С. Франки создана
труппа - Нац. балет К.; в её репертуаре балеты классич. наследия и совр.
англ, хореографов. В 1952 в Монреале на основе телевизионной балетной группы
возник Большой канал, балет под рук. танцовщицы Л. С. Шкряевой; в 1967
в стране было 4 труппы. Ведущие артисты балета: Л. Смит, Д. Адаме, С.Тавернер,
M. и Д. Холмс, К. Эннеси и др. Имеется неск. балетных школ; крупнейшая
- Нац. балетная школа (осн. в 1959, Торонто). С 1964 выходит бюллетень
"Nou-velles choregraphiques".
Лит.: Thistle L., Ballet in Canada, 1962 - 1963, в кн.: Ballet
E. Я. Суриц.
Развитие театра началось в 17 в. во франц. провинциях Квебек и Акадия.
А. П. Макаров.
Регулярное произ-во фильмов началось в 1914, после организации киноотдела
Сцены из спектаклей: слева - "Тётка Чарлея" Б. Томаса. Театр "Нептун".
П. Кальдерона дела Барки, П. Клоделя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова
annual and yearbook. 1964, L., [1963]; G u
- 111.
XVII. Драматический театр
Ставились пьесы П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера. В 1774 в г. Галифакс была
поставлена первая известная канад. пьеса (на англ. яз.) "Акадиус, или Любовь
в тиши". В 1825 открылся первый постоянный театр в Монреале. В 18-19 вв.
театр, представления в Монреале, Квебеке, Галифаксе устраивались франц.,
англ., амер., а также местными актёрами. В репертуар театр, трупп входили
произв. канад. драматургов Ж. Кенеля, Ч. Хевисиджа, Ч. Мейра. С кон. 80-х
гг. 19 в. до 1-й мировой войны 1914-18 была распространена система проф.
театров "роуд" ("дорога"), кочующих по стране. В 20 - 30-е гг. осн. формой
театр, иск-ва стал любительский театр; многочисл. труппы организовывались
при университетах, школах, церквах, клубах. Наиболее крупные работали в
Монреале, Оттаве, Сент-Бонифейсе, Ванкувере, Лондоне, Торонто, Риджайне.
В конце 40-х гг. появились проф. театры в крупных городах. Старейший из
них - "Ридо вер" (Монреаль, осн. в 1949 И. Бринд 'Амур и M. Паломино).
Здесь ставятся пьесы У. Шекспира, Мольера, языках (зимой в Монреале, летом
вСтратфорде). Издаётся журнал "Theatre Canadien" на англ, и франц. языках.
XVIII. Кино
в системе Министерства промышленности и торговли (позднее киноотдел преобразован
в Канад. правительств, бюро художеств, фильмов). Выпускались гл. обр. короткометражные
документальные и рекламные фильмы, кинохроника. Большую роль в становлении
нац. киноискусства сыграл англ. реж. Дж. Грир-сон, деятельность к-рого
в К. (1939-46) оказала решающее влияние на развитие документального кино.
Под его руководством начали работать реж. С. Легг, С. Хоус, P. Споттисвуд,
Дж. Беверидж, H. Макларен (с 40-х гг.- видный режиссёр-экспериментатор
мультипликац. кино). В 1939 организован Нац. совет по вопросам кино (Оттава),
возглавивший гос. произ-во документальных
Галифакс; справа-"Синяя птица" M. Метерлинка. Театр "Ридо вер". Монреаль.
и др. Получили известность также труппы: "Нью плей сосайети", "Тиэтр Торонто"
(Торонто), "Нептун" (Галифакс), "Цитадель" (Эдмонтон), "Глобус" (Риджайна),
"Манитоба тиэтр сентер" (Виннипег), "Канейдиан репертори" (Оттава), "Нуво
монд", "Комеди канадьенн" (Монреаль) и др. В их репертуаре пьесы канад.
драматургов P. Дейвиса, M. Дюбе, Дж. Коултера, Г. Фэриса, III. Фоука, Л.
Синклера, M. Каллагана, H. Уилли-са, а также мировая классика и совр. иностр.
драматургия. В театрах, работающих на франц. яз. (особенно в Квебеке),
идёт процесс создания нац. театр, культуры; театр, коллективы, выступающие
на англ, яз., находятся под большим влиянием театра США. Среди деятелей
театр, иск-ва: Дж. Коликос, И. Бринд' Амур, Ф. Хайленд, Д. Пеллетье, У.
Хатт, К. Пламмер, Ж. Гаскон. Ежегодно организуются фестивали драматич.
иск-ва (Шарлоттаун, Ванкувер, Монреаль, Оттава и др.). С 1953 проводится
Шекспировский фестиваль (Стратфорд), в к-ром участвуют лучшие канад. театры
и актёры. Работает Нац. театр, школа, где занятия проводятся на англ, и
франц. фильмов. Во время 2-й мировой войны 1939-45 известность приобрела
киносерия "Мир в бою", в к-рой получали отражение актуальные события воен.
времени (напр., в фильмах "В борющейся России", 1942, "Цель - Берлин",
1944). Во 2-й пол. 40-х гг. выдвинулись реж. К. Лоу, P. Кройтор, Дж. Финн,
П. Патри, Г. Коте и др. В 1956 было создано Нац. управление кино в Монреале,
город стал центром канад. кинопроиз-ва. Однако выпуск художеств, фильмов
зависит от инициативы отд. режиссёров-энтузиастов, т. к. гос-во не оказывает
достаточной поддержки кинематографии; конкуренция телевидения привела к
резкому падению посещаемости кинотеатров (в 1953-241 млн. зрителей, в 1963-88
млн.). Среди лучших фильмов - "Рекетиры" (1958, реж. M. Бро и Ж. Гру),
"Город золота" (1957, реж. К. Лоу), "Чтобы жизнь продолжалась" (1963),
"Между морем и пресной водой" (1970) (реж. обоих фильмов M. Бро). Значит,
место занимают также науч.-популярные и уч. фильмы по вопросам техники,
с. х-ва, медицины, градостроительства, иск-ва и .др. Среди деятелей кино:
К. Жютра, Ж. Карл, P. Гарсо, Ж. П. Ле-фебр, Г. Манро, К. Пиндалл. В Стратфорде,
Монреале, Ванкувере проводятся (впервые в 1957) междунар. кинофестивали.
Учреждены ежегодные премии для поощрения лучших фильмов. Производится (1969)
ок. 700 документ, и научно-популярных, св. 30 игровых на англ. и на франц.
яз. кинокартин в год. Работает 1400 кинотеатров (включая автомобильные).
Имеются Канад. киноархив (осн. в 1958), Канад. фильмотека (осн. в 1960).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я