КАНАТНАЯ ДОРОГА
сооружение для транспортирования грузов и пассажиров,
в к-ром для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат,
натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых
местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную
или железную дорогу, реку, озеро и т. п., а также в городах с развитым
наземным транспортом. По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские
и комбинированные, по устройству - двухканатные и однока-натные, с кольцевым
или маятниковым движением вагонеток.
Табл. 2. - Применение канатов различных видов
Канаты
|
Применение
|
||
Металлические
|
|||
Спиральные открытые
|
Ванты, арматура строительных конструкций,
технич. изделий, грозозащитные тросы высоковольтных передач |
||
Спиральные закрытые
|
Канатные дороги, шахтные подъёмники
|
||
Тросовые крестовые
|
Подъёмные, транспортныа механизмы и машины,
буровые установки, лесозаготовка |
||
Тросовые односторонние
|
Фуникулёры, наклонные шахтные подъёмники
|
||
Тросовые фасоннопрядные
|
Шахтные подъёмники с многоканатным подъёмом
|
||
Кабельтовые многостренговые
|
Морской и речной транспорт (швартовые, буксирные)
|
||
Комбинированные
|
Орудия тралового лова
|
||
Невитые
|
Арматура строительных конструкций, подвесные
канатные мосты |
||
Плоские
|
Шахтные подъёмники (подклетьевые) , проходческое
оборудование шахт (подъёмные) |
||
Плетёные
|
Грузоподъёмные устройства (исключают вращение
поднимаемого груза) |
||
Неметаллические
|
|||
Тросовые бельные
|
Такелаж, обвязка тары
|
||
Тросовые смольные
|
Такелаж и др. (в основном на морском и речном
транспорте) |
||
Кабельтовые
|
Швартовые, буксирные
|
||
Плетёные (фалы)
|
Оснастка парусного флота, оснащение лага и
др. |
Грузовые К. д. обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток
(рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки
перемещаются тяговым канатом. Длина таких К. д. практически неограничена,
т. к. их образуют последовательно соединённые самостоят, секции (6-12 км).
Известны
грузовые К. д. дл. 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой
К. д. перемещают от 30 по 500 т (а в отд. случаях до 1000 т) груза
в час при скорости движения вагонеток 1,5-3,3 м/сек. При меньшей
протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками,
перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек.
Протяжённость
таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных
дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью
1-2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность
одноканатных дорог 10- 150 т/ч,
наибольший угол подъёма 25°. Грузовые
К. д. действуют на многих химич. комбинатах, горнорудных разработках и
т. д.
Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.
Пассажирские К. д. обычно строят двухканатные с маятниковым движением
1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым
движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских
дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового
каната или применением спец. тормозного (парашютного) устройства, к-рое
при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских
К. д. достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость
движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно
кольцевые, дороги с жёстко закреплёнными одно- или двухместными сиденьями
с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят гл. обр.
в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония).
К. д. в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (напр., в Приэльбрусье,
Каб.-Балк. АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят
200- 1000 чел. в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии
0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены
одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со
скоростью 1,5 м/сек,
стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески,
прикреплённые к тяговому канату. Нек-рые буксировочные К. д. на лето переоборудуются
в кресельные.
Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью
468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров
каждый (Крым, Мисхор, 1970).
Возможно использование К. д. для одновременной перевозки грузов и пассажиров.
Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной
и горнорудной пром-сти. Кроме подвесных К. д., разрабатываются наземные
К. д., или к а-натные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно,
напр., перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда
через плотины (вместо обычного шлюзования).
Лит.: Барам и язе К. M., Коган И. Я., Пассажирские подвесные
канатные дороги, M., 1962; Белая H. M., Прохоренко А. Г., Канатные лесотран-спортные
установки, M., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные
краны, 4 изд., M.- Л., 1966; Машины непрерывного транспорта, под ред. В.
И. Плавинского, M., 1969. В. С. Киреев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я