КАНОЭ
(англ, canoe, от исп. сапоа - челнок; заимствование из
языка кариб-ских индейцев), 1) лодка у MH. индейских племён Сев. Америки.
К. либо изготовлялись из целого ствола дерева (путём выжигания и выдалбливания),
либо сначала строился каркас, к-рый затем обтягивали корой. К. имели симметрично
заострённые нос и корму. Были различных размеров, вместимостью от 2 до
100 чел. 2) Совр. К. - безуключинное гребное судно, для к-рого характерны
челночно-образная форма корпуса и способ гребли одним однолопастным лопатообразным
веслом; руление производится поворотом весла в воде и изменением его траектории
в конце гребка. Различают К. хоз.-бытового назначения (для перевозки грузов
и пассажиров, для охоты и рыболовства), туристские и спортивные (для т.
н. гладких гонок на спокойной воде и для водного слалома на бурных горных
реках). По способу производства К. делятся на долблёные из цельных кусков
ствола дерева и изготовленные путём обтягивания каркаса непромокаемыми
материалами (спец. фанерой, шкурами, прорезиненными тканями, син-тетич.
плёнками и пластиками). Наиболее совершенны спортивные К., к-рые изготавливаются
из полированной фанеры (лучшие образцы - из красного дерева) или пластмасс.
Туристские К. строятся обычно разборными на каркасе или надувными - на
2-3 чел. К. для водного слалома делаются из стеклопластиков с герметич.
отсеками непотопляемости в носу и корме. На К. гребцы располагаются сидя
на дне или на сидениях-банках; на спортивных К. гребут стоя на одном колене.
Количество гребцов на К. от одного до неск. десятков чел. (на спортивных
- от одного до шести). Размеры, вес и форма спортивных К. ограничиваются
правилами. Сечения и продольные линии корпуса этих К. должны быть выпуклыми
и непрерывными. Макс. дл. К.-одиночки - 520 см, минимальная шир.
75
см, минимальная масса 16 кг; К.- двойки соответственно: 650
см,
75
см, 20 кг; К.-шестёрки - 1100 см, 85
см,
50
кг.
См. также Гребля на байдарках и каноэ, Гребной спорт.
E. Л. Кабанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я