КАНТАТА
(итал. cantata, от лат. canto - пою), крупное вокально-инструментальное
произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного,
радостного, лирич., скорбного, повествоват. характера; подразделяются на
светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления,
арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё
меньшими масштабами, отсутствием драматич. разработки сюжета, преим. камерным
характером.
К. возникла в Италии в 1-й пол. 17 в. Вначале итал. К. была сольной;
позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итал. К. относится
к сер. 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы,
А. Скарлатти и др. Итал. К. были светскими; духовная К. сформировалась
в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл
хор. Высокохудожеств. образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах.
Первые рус. К. возникли в 18 в. Во 2-й пол. 19 в. ряд значительных произв.
в жанре К. был создан рус. композиторами-классиками: П. И. Чайковским ("Москва"),
H. А. Римским-Корсаковым ("Из Гомера" и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым.
Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций нар.
и массовой песни. Важное место в К. сов. композиторов заняли историко-героич.
("Александр Невский" С. С. Прокофьева, симфония-К. "На поле Куликовом"
Ю. А. Шапорина) и патриотические темы ("Кантата о Родине" А. Г. Арутюняна,
симфония-К. "Украина моя" А. Я. Штогаренко и др.).
Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, M., 1955;
III и р н-нян Р., Оратория и кантата, M., 1960; S с h m i t z E., Geschichte
der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen
Solokantate, [3 Aufl.], HiI-desheim, 1965. См. также лит. при ст. И. С.
Бах
и
Оратория.
Б. В. Левик.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я