КАНЦОНА

КАНЦОНА (итал. canzone, букв.- песня), лирич. стихотворение о
рыцарской любви в ср.-век. поэзии прованс. трубадуров. Первоначально
получила распространение в Италии в 13-17 вв. Канонич. К. - строфич. строения
(5-6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, к-рому
посвящена К. Классич. образцы создали Данте и Петрарка.

С самого начала К. была тесно связана с музыкой; многоголосные вокальные
К. сближались с фроттолой и вилланеллой. В 16-17 вв. в Италии
появляются и инструментальные К., возникшие как обработки франц. chanson;
позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок.
В числе композиторов-авторов К.-А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди
(Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для
инструментального ансамбля ведёт к возникновению кончерто гроссо, К.
для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а К.
для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты.
В
18-19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных
лирич.муЭ. пьес (К. "Сердце волнует жаркая кровь" из оперы В. А. Моцарта
"Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20
в. К. встречается как поэтич. стилизация (В. Я. Брюсов, M. А. Кузмин).


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я