КАРАВАДЖИЗМ

КАРАВАДЖИЗМ 1) система художеств, средств, характерная для начального
этапа становления реализма в европ. живописи 17 в. и получившая наиболее
яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К.
свойственны демократизм художеств, идеала, интерес к непосредств. воспроизведению
натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная
роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к
монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью
в творч. развитии MH. ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубенс, Рембрандт),
хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия иск-ва
Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).

2) Направление в европ. живописи 17 в., представленное последователями
Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до кон. 17
в., они проникли во все значит, художеств, центры и особенно сильно сказались
в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоят, преломление
наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джентилески,
К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном
заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов иск-ва Караваджо (работы
Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее
значительны: в Голландии - X. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен,
во Фландрии - T. Ромбаутс, А.Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, С. Вуэ,
в Испании - X. Рибера, в Германии - А. Эльсхеймер.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи
XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 55-81; Schneider A. v о п, Caravaggio
und die Niederlander, Marburg, 1933; Catalogo del Ia mostra del Caravaggio
e dei caravaggeschi, Mil., 1951; M о i г A., The Italian followers of Caravaggio,
Camb. (Mass.), 1967. M. И. Свидерская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я