КАРАВАДЖО

КАРАВАДЖО (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi
da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, - 18.7.1610,
Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистич.
направления в европ. живописи 17 в. Учился в Милане (1584-88) у С. Петерцано.
Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем- в Неаполе
(1607 и 1609-10), на о. Мальта и в Сицилии (1608-09). Творчество К., не
принадлежавшего к какой-либо определённой художеств, школе, возникло как
оппозиция господствующим направлениям в итал. иск-ве кон. 16 -нач. 17 вв.
(маньеризму
и
академизму).

Ранние произв. К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной
светотенью, обнаруживают связь с традициями североитал. живописи 16 в.
(Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется
ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет
индивидуальную выразительность конкретной модели ("Маленький больной Баку",
Гал. Боргезе, Рим), аллегорич. истолкованию сюжета - непредвзятое изучение
натуры в простом бы-товом мотиве ("Юноша с корзиной фруктов", Гал. Боргезе,
Рим). Полемизируя с художеств, концепциями маньеризма и академизма, К.
воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало ("Вакх",
1592-93, Гал. Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господств, системы
жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта ("Корзина
с фруктами", ок. 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка",
Лувр, Париж). Ре-лиг, картина получает у него новую, ин-тимно-психологич.
интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Гал. Дориа-Памфили, Рим). К концу
1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещённый
лучом света передний план картины выделяется на погружённом в густую тень
фоне, чем достигается подчёркнутая оптич. наглядность изображения и создаётся
впечатление его непосредств. близости к зрителю ("Лютнист", Эрмитаж, Ленинград).
Зрелые произведения К. (1599-1606) - это монументальные по композиционному
решению полотна, обладающие исключит, драматич. силой. Мощные контрасты
света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластич. лепка
и звучный, насыщенный колорит отражают эмоц. напряжение, возникающее при
неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или
в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению ("Призвание
апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600, церковь Сан-Луиджи
деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-01, церковь
Санта-Мария дель Пополо, "Мадонна ди Лорето", ок. 1603-06, церковь Сант-Агостино,
- все в Риме; "Положение во гроб", 1602-04, Пинакотека, Ватикан; "Смерть
Марии", ок. 1605-06, Лувр, Париж, илл. см. т. 3, табл. II). Подчёркнутая
простонародность типажа, решительность утверждения демократич. художеств,
идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников офиц. иск-ва.
Ряд произв. художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К.,
созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-10), дальнейшее развитие
реали-стич. тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений ("Семь
деяний милосердия", 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь
) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной
отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма ("Казнь Иоанна
Крестителя", 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; "Погребение св. Лучии",
1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества
людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеч. коллектива,
объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в
поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма
тяготеет к тональному единству ("Поклонение пастухов", 1609, Нац. музей,
Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импро-визационности.

Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах
Европы, оказав влияние на сложение реалистич. течений во многих европейских
художественных школах (см. Ka-раваджизм).

Илл. см. на вклейке к стр. 361.

Лит.: Знамеровская Т., Микельанджело да Караваджо, M., 1955;
[Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, M., 1960; Виппер Б. Р.,
Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966,
с. 34 - 54; V е n t u-ri L., Il Caravaggio, Novara, 1951; J of fro
у В., Le dossier Caravage, [P., 1959] Jullian R., Le Caravage, Ly9n - P.
1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil. 1967; Longhi R., Caravaggio,
Dresden [1968]; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969].

M. И. Свидерская.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я