КАРАТЫГИНЫ

КАРАТЫГИНЫ семья русских актёров. Андрей Васильевич К. [4(15).
7.1774, Петербург,-26.12.1831 (7.1.1832), там же], окончил Петерб. театр,
уч-ще (1794, занимался у И. А. Дмитревского). В 1791 дебютировал на сцене
петерб. Большого театра (Гектор -"Игрок" Pe-ньяра). Играл роли молодых
повес, позднее 1810) - "благородных отцов". С 1819 режиссёр петерб.
драматич. труппы. Оставил сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл дневник
- "Журнал театральный", куда ежедневно заносил все события петерб. драматич.
сцены (хранится в Ин-те рус. лит-ры - Пушкинский дом, Ленинград); фактич.
данные "Журнала" были использованы П. H. Араповым в "Летописи русского
театра" (1861).

Василий Андреевич К. [26.2(10.3).1802, Петербург,-13(25).3. 1853, там
же], сын Андрея Васильевича К. Учился в Горном кадетском корпусе, служил
в департаменте внеш. торговли. Актёрским иск-вом занимался с А. А. Шаховским
и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.
В 1820 дебютировал в петерб. Большом театре в роли

В. А. Каратыгин в ролях: слева- Велизарий ("Велизарий" Э. Шенка); справа
- Нино ("Уголино" H. А. Полевого).

Фингала (одноим. трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной
дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К.
Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), К. после подавления восстания декабристов
примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан
с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты
его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность,
напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия
Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид" Корнеля), Ипполита ("Федра"
Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара
и в переводных мелодрамах. С момента открытия петерб. Александрийского
театра (1832) К.- ведущий трагик этого театра. Играл гл. роли в псевдопатриотич.
пьесах: Пожарский, Ляпунов ("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь
Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Игол-кин ("Иголкин, купец
Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на класси-цистской эстетике,
К. подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло,
стремление захватить престол-у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет" Шекспира, 1836
и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833,
1835). Критики В. Г. Белинский, H. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили
парадно-декоративное иск-во К., противопоставив ему любимое демократич.
зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его игру,-
писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина",- вы беспрестанно
удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы..." (Поли, собр. соч.,
т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского,
поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической
школы влияли на К. Искусство артиста обрело черты естественности, психологич.
глубины. "...Его игра становится всё проще и ближе к натуре...", - отмечал
Белинский в статье, посвящённой исполнению К. гл. роли в драме "Велизарий"
Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически
сложное раскрытие К. образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI
("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836). Творчество К., тщательно отделывавшего
каждую роль, изучавшего при работе над ней множество лит. источников и
иконогра-фич. материалов, оказало положит, влияние на развитие актёрского
иск-ва. К. был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова,
1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852,
Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл
и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в т. ч. "Кин, или
Гений и беспутство" Дюма-отца, "Король Лир", "Корио-лан" Шекспира, и др.).

Александра Михайловна К. (урожд. К о л о с о в а) [4(16).2.1802, Петербург,-
7(19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского
и П. А. Катенина. Дебютировала на петерб. сцене в 1818. Выступала в классицистском
репертуаре (Мои-на - "Фингал" Озерова, Камилла - "Горации" Корнеля, и др.).
Наибольшего успеха добилась в романтич. драмах, мелодрамах, салонных комедиях.
Среди её ролей - Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера), г-жа де Лери ["Женский
ум лучше всяких дум" ("Каприз") Мюссе], Елена Глинская ("Елена Глинская"
Полевого).

Пётр Андреевич К. [29.6(11.7). 1805, Петербург,-24.9(6.10). 1879, там
же], сын Андрея Васильевича К. Окончив Петерб. театр, уч-ще (1821), всю
жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преим. в комедиях и
водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал
свыше 40 водевилей ("Водевили", 1937). Лучшие из них имели успех благодаря
злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: "Дом
на Петербургской стороне" (1838), "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони"
(1838), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845),
"Дядюшка о трёх ногах" (1853) и др. Ограниченность взглядов К. проявилась
в водевиле "Натуральная школа" (1847), в котором он высмеял реалистич.
и демократич. направление рус. лит-ры. К.- автор "Записок" (т. 1-2, 1929-30,
последнее изд. 1970), в к-рых нашли отражение события театр, жизни тех
лет.

Актрисой петерб. сцены была также жена Андрея Васильевича, мать Василия
и Петра К. Александра Дмитриевна К. (до замужества П е р-л о в а) (1777-1859).

Лит.: Лебедев В. А., "Журнал Театральный" артиста Андрея Каратыгина,
в сб.: О театре, [т.] 2, Л., 1927; Карпинская E., Финкельштейн Е., О Каратыгине,
"Театр", 1941, № 5; Род и н а Т., Русские романтические актёры. П. Мочалов.
В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах. Сб. ст. и материалов, кн. 8,
M., 1948, с. 163-91; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров. Очерки
истории Александрийской сцены, Л., 1968, с. 31 - 34, 42-45, 58 - 67; Королёвa
H., П. А. Каратыгин и его "Записки", в кн.: Каратыгин П., Записки, Л.,
1970. А. Я. Альтшуллер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я