КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ
, кардан, карданный или универсальный шарнир,
Рис. 1. Схема шарнира Гука: /, 2 - вилки; 3 - крестовина;
Рис. 2. Схема двойного шарнира Гука: / - ведущий вал; 2 - промежуточный
Рис. 3. Карданный механизм, действие которого основано на принципе деления
Рис. 4. Упругий карданный механизм: / - центрирующий шаровой палец;
Недостатком простого К. м. является неравномерность скорости вращения
Лит.: Мерцалов H. И., Теория пространственных механизмов, M.,
E. M. Стариков.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
шарнирная муфта, механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным
углом, благодаря подвижному соединению звеньев (жёсткий К. м.) или упругим
свойствам спец. элементов (упругий К. м.). К. м. назван по имени Дж. Кардана,
предложившего
подвес для сохранения неизменным положения тела при любых поворотах его
опоры. Простым жёстким К. м. является т. н. шарнир Гука (рис.1). Оси вращения
/, И, 111, IV пересекаются под углом а в неподвижной точке О центра
сферы с радиусом OB = OB' = OC= ОС; поэтому при любом значении угла
а в пределах 0°<а<90°шарниры В,В' и C
I
и II. При этих условиях передача вращения возможна с меняющимся
углом а. Это свойство К. м. обусловило его широкое применение в различных
машинах: летат. аппаратах, приборах, станках (шарнирная муфта), автомобилях
(карданная передача), с.-х. машинах и др., когда по условиям работы необходимо
изменение взаимного расположения валов, передающих вращение.
В,
В' и С, С' - шарниры, /, II, III, IV - оси вращения.
вал; 3 - ведомый вал; А, В - универсальные шарниры.
угла между валами биссекторной плоскостью: /, 5 - валы, расположенные в
одной плоскости и пересекающиеся под углом; 2 - направляющий палец,
устанавливающий сепаратор при изменении угла между осями валов; 3-сепаратор;
4-
шарики,
лежащие в биссекторной плоскости.
2, 4 - валы; 3 - гибкие элементы.
ведомого вала при постоянной скорости ведущего. Изменение скорости ведомого
вала тем больше, чем больше угол.
При 90° передача вращения с помощью
простого К. м. становится невозможной. В этих случаях, а также при необходимости
обеспечить равномерное вращение ведомого вала целесообразно применение
двойного К. м. (рис. 2), в к-ром углы
места нельзя разместить двойной К. м., используют кардан, устройство к-рого
основано на делении угла между валами биссекторной плоскостью (рис. 3).
Угол наклона валов двойных жёстких К. м. может достигать 38°. При углах
наклона валов 3-50 применяют упругий К. м. (рис. 4),
гиб-гие элементы к-рого выполняют из прочного эластичного материала.
1951; Зиновьев В. А., Пространственные механизмы с низшими парами, М.-
Л., 1952; Артоболевский И. И., Теория машин и механизмов, 2 изд., M., 1967.