КАРРАЧЧИ

КАРРАЧЧИ (Carracci), семья итальянских художников балансной
школы,
представителей академизма. Лодовико К. (крещён 21.4.1555,
Болонья, -ум. 13.11.1619, там же) и его двоюродные братья Агостино К. (15.8.1557,
Болонья,-22.3.1602, Парма) и А н н и-бале К. (3.11.1560, Болонья, - 15.7.1609,
Рим) получили художеств, образование в Болонье. В начале творчества испытали
воздействие Корреджо, Микеланджело и Тинторетто. Эклектически
соединяя приёмы этих мастеров, создали собств. стиль, явившийся реакцией
на маньеризм. Ок. 1585 основали в Болонье "Академию вступивших на
правильный путь", сыгравшую важную роль в выработке принципов академич.
иск-ва. Изучение натуры соединялось в их методе с её идеализацией в духе
формального следования приёмам мастеров Высокого Возрождения. К. создали
новый тип алтарной картины, отличающийся монументальностью композиции,
эффектностью ракурсов и жестов, броскостью колорита ("Мадонна Барджеллини"
Лодовико К., 1588, "Причастие св. Иеронима" Агостино К., между 1591-93,-обе
в Нац. пинакотеке, Болонья;"ВознесениеМарии" Аннибале К., 1592, церковь
Санта-Мария дель Пополо, Рим). Совм. расписали фресками ряд дворцов в Болонье
(Палаццо Фава, 1580-85; Палаццо Маньяни, 1588-90; и др.). Наиболее талантливым
из братьев был Аннибале К. (работал в Болонье, а также в Парме, Венеции
и Риме), выполнявший жанровые композиции и портреты, отмеченные живой непосредственностью
наблюдений (автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, Ленинград), а также пейзажи,
проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль
в создании типа т. н. героического пейзажа. Исполненные Аннибале совм.
с Агостино фрески Палаццо Фарнезе в Риме (1597-1604; илл. см. т. 3, стр.
521) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи барокко. От различных
сторон творчества К. во многом исходили представителя двух гл. направлений
европейского искусства 17 в.- барокко и классицизма.

Лит.: Catalogo critico della raostra dei Carracci, Bologna, 1956;
Posner D., Annibale Carracci, L., 1971. В. Э. Маркова.

KAPPЕЛЬ (Carrel) Алексис (28.6.1873, близ Лиона,-5.11.1944, Париж),
французский хирург-экспериментатор и патофизиолог. В 1896 окончил мед.
ф-т в Лионе. С 1904 работал в Физиологич. ин-те в Чикаго, с 1906- в Рокфеллеровском
ин-те в Нью-Йорке. В 1912 получил Нобелевскую пр. за разработку оригинальных
методов сшивания сосудов "конец в конец", сохранения сосудов и органов
жизнеспособными в жидкой среде, лечения и заживления ран; за конструирование
"перфузионной помпы", при помощи к-рой поддерживается снабжение изолированного
органа кровью и кислородом; за разработку техники выращивания культуры
тканей.

Аннибале К а р р а ч ч и. "Бегство в Египет". Около 1603 - 04. Галерея
Дориа-Пам-фнли. Рим.

Соч.: Neue Untersuchungen uber das selbst-andige Leben der Gewebe und
Organe, "Berliner klinische Wochenschrift", 1913, № 24, S. 1097 - 1101;
The treatment of infected wounds, N. Y., 1917 (совм. с G. Dehelly); The
culture of organs, N. Y., 1938 (совм. с С. A. Lind-bergh).

Лит.: Smith R. В., Alexis Carrel, "Investigative Urology", 1967,
v. 5, № 1, p. 102-105.
KAPPEP (Karrer) Пауль (р. 21.4.1889, Москва), швейцарский химик-органик
и биохимик. В 1911 окончил Цюрихский ун-т. В 1912-18 во Франкфурте-на-Май-не
совм. с П. Эрлихом проводил фарма-ко-хим. исследования комплексных
солей металлов и получил серебряно-сальвар-сановый комплекс. С 1918 проф.
Цюрихского ун-та, с 1919 директор хим. ин-та в Цюрихе. Установил строение
и синтезировал ряд биологически активных природных соединений (углеводы,
алкалоиды, лецитины, антоцианидины, MH. каро-тиноиды, витамины A, BE, К, Bс английским учёным У. Хоуорсом.

Соч.: Einfuhrung in die Chemie der poly-meren Kohlenhydrate, Lpz., 1925;
Lehrbuch der organischen Chemie, 13 Aufl., Stuttg., 1959; Carotinoide,
Basel, 1948 (совм. с E. Jucker); в рус. пер. - Курс органической химии,
Л., 1960.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я