КАРТЕЗИАНСТВО
направление в философии и естествознании 17-18
вв., теоретич. источником к-рого были идеи франц. философа P. Декарта
(латини-зир.
имя Cartesius - Картезий, отсюда назв.). К. характеризуется последоват.
дуализмом
- предельно чётким разделением мира на две самостоят, (независимые)
субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом
проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не
разрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. матема-тич.
(геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно
существую"), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом
картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской,
считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и
описывала движение с помощью понятия "вихрь"; физика К. впоследстии нашла
своё выражение в теории близко действия. В развитии К. обозначились две
противоположные тенденции - к материали-стич. монизму (X. Де Руа, Б.
Спиноза) и к идеалистич. окказионализму
(А. Гей-линкс, H. Мальбранш).
Лит.: Быховский Б., Философия Декарта, M. - Л., 1940. гл. 10;
История философии, т. 1, M., 1957, с. 382 - 408; Л ь о ц-ци M., История
физики, пер. с итал., M., 1970; Brockdorff C., Descartes und die Fortbildung
der kartesianischen Lehre, Munch., 1923; M о и у P., Le developpement de
Ia physique cartesienne (1646 - 1712), P., 1934; D i b о n P., Sur I1
histoire de Ia phi-losophie cartesienne, Groningue, 1955. См. также лит.
при ст. Декарт.
Л. А. Ляховеикий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я