КАРТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
соглашение (союз) монополий или фирм,
принадлежащих разным странам (но действующих чаще всего в одной отрасли),
о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении монопольных цен,
использовании патентов и др. мероприятиях в целях получения максимальной
прибыли. В К. м. объединяются также нац. картели и иные формы нац. монополи-стич.
союзов.
Возникновение К. м. связано с переходом капитализма в стадию империализма.
На
это указывал В. И. Ленин: "... Внутренний рынок, при капитализме, неизбежно
связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того,
как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные
связи и „сферы влияния" крупнейших монополистических союзов, дело "естественно"
подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных
картелей" (Л е-н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 364). К.
м.- это новая ступень всемирной концентрации капитала и произ-ва.
Рост числа и экономич. силы К. м. особенно ускорился после 1-й мировой
войны 1914-18, в период общего кризиса капитализма, всё большего
сужения сферы влияния капитала и обострения проблемы сбыта. Если перед
1-й мировой войной их было ок. 100, то к нач. 2-й мировой войны 1939-45
- ок. 1200. К. м. участвовали в подготовке и развязывании войны.
После войны, в связи с возникновением и развитием мировой социалистич.
системы х-ва, а также обострением конкурентной борьбы между западноевроп.
капиталистами и капиталистами США и Японии, усилился процесс картелизации
капиталистич. произ-ва. В 50-х гг. насчитывалось десятки тысяч К. м. Они
выступают как междунар. (чаще всего тайные) соглашения капиталистов, направленные
против трудящихся своих стран и народов др. стран.
С ростом гос.-монополистич. капитализма К. м. часто выступают в форме
соглашений между отд. капиталистическими странами, направленных прежде
всего против мировой социалистич. системы х-ва. Такие орг-ции, как Европейское
объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии и
др., стали военно-экономич. базой НАТО. Их развитие связано с усилением
процесса капиталистич. интеграции.
Среди крупных К. м. наиболее известны следующие.
Картели в судоходстве существуют чаще всего в форме конференций и пулов.
Конференция - это соглашение судовладельцев, в к-ром его участники договариваются
об общих условиях перевозок, о распределении районов работы, о ценах мор.
перевозок. Пул - более высокая форма картеля. В пуле участники договариваются
о распределении перевозок грузов или пассажиров, доходов и т. п.
Судоходные картели имеют различные названия. Обычно в названиях указывается
район обслуживания (напр., "Юнайтед Кингдом - Острейлиа конференс" - United
Kingdom - Australia conference; "Ассошиэйшен оф Уэст Индия трансат-лантик
стимшип лайно - Association of West India Transatlantic Steamship Lines).
Преобладающая часть судоходных картелей осуществляет перевозки в междунар.
сообщениях. Одна и та же судовладельческая компания может быть участником
нескольких междунар. картелей, действующих на различных направлениях.
Возникновение судоходных картелей относится к последней четверти 19
в. Первым картельным соглашением в области линейных перевозок была Калькуттская
конференция, созданная в 1875 для перевозки грузов между Индией и Великобританией.
В период между двумя мировыми войнами стали возникать соглашения между
отдельными картелями, охватывающие различные районы перевозок. Перед мировым
экономич. кризисом 1929-33 междунар. судоходные картели контролировали
св. 50% пассажирских и ок. 80% грузовых морских перевозок.
После 2-й мировой войны увеличилось число картельных соглашений в линейном
судоходстве. В 1972 насчитывалось ок. 370 соглашений, охватывающих преобладающее
число направлений морских перевозок между портами капиталистических стран.
Значительно возросла мощь судовладельческих картелей, получила дальнейшее
распространение практика заключения соглашений между отд. картелями в линейном
судоходстве. В связи с развитием перевозок контейнерными судами в кон.
60 - нач. 70-х гг. появились соглашения в форме консорциумов, имеющие целью
монополизировать эти перевозки. Монополизируя перевозки на определённых
направлениях, устанавливая повышенные ставки на перевозки грузов и пассажиров,
судоходные картели получают высокие прибыли. Уровень линейных тарифов непрерывно
увеличивается. Картельные соглашения не могут устранить конкуренции в капиталистич.
судоходстве. Она существует между судовладельческими компаниями, входящими
в картели, между отд. картелями и между картелями и аутсайдерами. Политика
судоходных картелей, установление ими высоких цен на перевозки отрицательно
сказывается на развитии междунар. торговли и в особенности торговли развивающихся
стран.
Э. M. Крамаров.
Картели по машинам и оборудованию. Характерны гл. обр. для электротехнич.
пром-сти и трансп. машиностроения, т. е. отраслей с высокой степенью концентрации
произ-ва.
Наиболее крупным является картель по электрооборудованию, созданный
в 1930 (в 1942 ликвидирован, восстановлен в 1945). В нач. 70-х гг. в него
входили 40 компаний: англ. - 17, швейц.-5, франц., итал. и ФРГ - по 4,
швед.-3, белы., австр. и фин.- по 1. Имеет 16 товарных секций по отд. видам
оборудования (генераторы и электродвигатели, гидротурбины, паровые турбины,
трансформаторы и др.). Деятельность картеля базируется на соглашениях о
ценах и о компенсациях и уведомлениях (информация всех членов картеля о
получаемых запросах и заказах и т. п.), к-рые дают им возможность продавать
оборудование по монопольно высоким ценам. Среди официальных участников
картеля наиболее сильны позиции англ. фирм. Компании США в картеле формально
не участвуют, однако фактически пользуются в нём большим влиянием, т. к.
крупнейшие амер. электротехнич. монополии тесно связаны с входящими в картель
компаниями ФРГ и Франции.
Картель по радиоаппаратуре образован в 1925 и восстановлен после 2-й
мировой войны. В него входит ряд компаний США, ФРГ, Великобритании, Франции
и др. стран, в т. ч. "Дженерал электрик" (General Electric), "Вестингауз
электрик" (Westinghouse Electric), "Сименс" (Siemens), "АЭГ-Телефункен"
(AEG-TeIe-funken), "Дженерал электрик-Инглиш электрик" (General Electric-English
Electric). В послевоен. период в радиоэлектронной пром-сти произошли большие
изменения, связанные с появлением новых видов продукции, в первую очередь
электронных вычислит, машин (ЭВМ). Господство на рынке этих машин захватили
амер. монополии.
В 1969 заключено картельное соглашение между двумя крупными автомоб.
монополиями - амер. "Крайслер" (Chrysler) и япон. "Мицубиси хэви индастрис"
(Mitsubishi Heavy Industries), предусматривающее сотрудничество в произ-ве
и сборке автомобилей, а также в технич., торг, и финанс. областях (как
в США и Японии, так и в третьих странах). В 1968 соглашение, имеющее аналогичные
картельные черты, было заключено между двумя др. автомоб. монополиями -
итал. "ФИАТ" (FIAT) и франц. "Ситро-ен" (Citroen).
В ряде случаев междунар. картели по машинам существуют в форме междунар.
ассоциаций, федераций, бюро или комитетов.
Ассоциации объединяют большое число фирм, так, напр., Междунар. ассоциация
по ж.-д. подвижному составу включает более 80 вагоностроит. компаний западноевроп.
стран, контролирует рынок ж.-д. вагонов Зап. Европы. Руководящую роль занимают
в ней крупные фирмы ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии и Италии. Такую
же роль на рынке тепловозов стран Зап. Европы играет ассоциация европ.
тепловозостроит. компаний. А. А. Змеев.
Картели по удобрениям. Перед 2-й мировой войной на мировом рынке удобрений
ведущую роль играли междунар. калийный (возник в 1926), азотный (1928),
фосфатный (1933) картели, объединявшие экспортёров удобрений. После войны
значительно усилили свои позиции монополии США, к-рые начали вытеснять
с осн. рынков сбыта монополии ФРГ, Франции, Италии. В 1962 в Цюрихе (Швейцария)
создан новый Междунар. азотный картель. Он объединяет производителей азотных
удобрений только континентальных стран Зап. Европы. Координационный центр
картеля - акц. компания "Нитрекс" (Nitrex A. G.) с акц. капиталом 1 млн.
швейц. фр., к-рый делится поровну между участниками картеля. Монополии
ФРГ, как и в довоен. картеле, владеют 30% акций. К моменту образования
картеля на долю его членов приходилось 83,5% произ-ва азота в Зап. Европе
и 35% продукции всех капиталистич. стран. "Нитрекс" в централизованном
порядке собирает все заказы на поставку азотных удобрений и распределяет
их между участниками картеля.
Функции Междунар. калийного картеля, в к-рый до 2-й мировой войны входили
монополии Франции, Германии, Испании, Польши, Великобритании, США и др.
стран, выполняют после войны Междунар. калийный ин-т в Берне (Швейцария),
представляющий в основном интересы западиоевроп. компаний, и две орг-ции
США - Амер. калийный ин-т и Фонд для междунар. исследований о калии.
Междунар. картель по фосфатам, объединявший до 2-й мировой войны экспортёров
фосфатов США, Сев. Африки, Германии, Нидерландов и др. стран, распался
на ряд региональных картелей. Они координируют свою деятельность в масштабах
мирового рынка. Как и по условиям довоен. соглашения, 50% экспорта фосфатов
из США отгружается в за-падноевроп. страны, 20% - в Японию, 30% - в Канаду
и страны Лат. Америки. По-прежнему в Зап. Европу направляется ок. 90% экспорта
фосфатов стран Сев. Африки; ни один из экспортёров не поставляет фосфатов
в США.
И. И. Львовская.
Картели по химическим товарам. Возникли в кон. 19 в. и особенно широко
распространились в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.
Содовый картель возник в 1872. Его деятельность перед 2-й мировой войной
регулировалась соглашениями 1924, 1929 и 1938. Участники картеля - белы,
монополия "Сольве" (Sofvay), национальный экспортный содовый картель США
"Ал-кассо" (Alkasso), англ. хим. трест"Импи-риал кемикал индастрис", "ИКИ"
(Imperial Chemical Industries, ICI), и германский хим. трест "И. Г. Фарбениндустри"
(I. G. Farbenindustrie). Картель регулировал экспорт содопродуктов во все
страны капиталистич. мира. Внутр. рынки участников картеля объявлялись
исключительно их территориями.
Картель по анилиновым красителям (1927) контролировал св. 90% всего
произ-ва органич. синтетич. красителей в капиталистич. мире. Руководящую
роль в нём играл "И. Г. Фарбениндустри". В состав картеля входили также
компании Франции, Швейцарии, Италии, Великобритании,Польши, США и Японии.
Обострение конкуренции на рынках хим. товаров после 2-й мировой войны
толкало крупнейшие монополии к восстановлению довоен. или к созданию новых
картелей. В частности, были восстановлены и действуют картельные сговоры
по содопродуктам, красителям, хинину.
В послевоенный период картельное регулирование рынков ряда хим. товаров
производится под вывеской различных междунар. ассоциаций, н.-и. центров,
бюро по стандартизации, предпринимательских союзов (Междунар. центр производителей
ядохимикатов, Европ. комитет ассоциаций лакокрасочной пром-сти, Междунар.
комитет по искусств, шёлку и синтетич. волокнам и т. п.). Всё шире используются
в этих целях патентные и лицензионные соглашения, особенно в отношении
новых видов химикатов.
И. И. Львовская.
Картели по цветным металлам. Наиболее известны алюминиевые и медные.
До нач. 1-й мировой войны на рынке алюминия функционировали 2 междунар.
картеля (1901-08 и 1913-14). После войны между осн. алюминиевыми монополиями
было заключено (1923) новое соглашение по ценам, а в 1926 создан 3-й междунар.
картель, деятельность к-рого была нарушена мировым экономия. кризисом 1929-33.
4-й, самый мощный Междунар. алюминиевый картель был образован в 1931 в
виде акц. об-ва под назв. "Альянс алюминьом компани" со сроком действия
99 лет. Картель был создан наиболее крупными алюминиевыми компаниями Великобритании,
Германии, Канады, Франции, Швейцарии. Акции картеля распределялись между
участниками пропорционально их производств, мощи. Акция давала право на
выпуск определённого количества алюминия. Начало 2-й мировой войны нарушило
его деятельность, но формально он был распущен после 2-й мировой войны.
К нач. 60-х гг. на мировом капиталистич. рынке алюминия создалась реальная
угроза длит, превышения предложения над спросом. В этих условиях алюминиевые
монополии вновь вернулись к идее согласованного воздействия на рынок, о
чём, в частности, свидетельствует их единая политика цен.
Междунар. картель по меди "Коппер экспортере инкорпорейтед" (1926) контролировал
86% произ-ва меди в капиталистич. странах и фактически подчинил своему
влиянию Лондонскую биржу металлов. В состав картеля входили ведущие амер.
и западноевроп. медные монополии, в т. ч. "Американ метал клай-макс инкорпорейтед"
(American Metal Climax Inc.), "Американ смелтинг энд рифайнинг компани"
(American Smelting and Refining Company) и др. Распался в период экономич.
кризиса 1929-33. В 1935 был образован новый медный картель сроком на 3
года, контролировавший ок. 75% произ-ва этого металла в капиталистич. странах.
В состав картеля вошли крупнейшие медные компании, находившиеся под контролем
амер., англ, и белы, капитала. После 2-й мировой войны кризис 1957-58 и
связанное с ним сокращение потребления меди в условиях резко возросшего
к тому времени произ-ва привели к образованию значительного излишка этого
металла и к падению цен. В связи с этим ведущие компании сговорились об
одноврем. и одинаковом по размерам сокращении произ-ва меди. В дальнейшем
(1962-63) был достигнут ещё более полный контроль над ценами на медь, чем
во времена картеля в 1926. Рост спроса на медь привёл в 1966 к распаду
этого сговора.
В. Г. Елизаров.
Картели по чёрным металлам. Перед 2-й мировой войной действовал Междунар.
стальной картель (MCK), созданный в 1937 на базе соглашения о разделе рынков
сбыта от 1933 между Германией, Францией, Саарской обл., Бельгией и Люксембургом.
В 1934 к соглашению присоединились Чехословакия, Австрия, в 1935 - Венгрия
и Польша, а также Британская стальная федерация и в 1937 - стальные монополии
США. MCK подчинил своему контролю почти весь капиталистич. рынок стали.
В 1938 на страны, фирмы к-рых входили в MCK, приходилось ок. 85% выплавки
стали в капиталистич. мире. С MCK были тесно связаны картели по изделиям
из чёрных металлов, существовавшие независимо от него. После 2-й мировой
войны были предприняты попытки восстановить MCK. В 1953 металлургич. монополии
Франции, Бельгии и Люксембурга подписали соглашение об организации Стального
картеля, получившего назв. "Брюссельская конвенция". В том же году к нему
присоединились фирмы ФРГ и Нидерландов, а затем Италии и Австрии.
Ухудшение конъюнктуры на рынке чёрных металлов привело к созданию в
1967 Междунар. ин-та чугуна и стали (МИЧС) - орг-ции картельного типа;
в отличие от MCK, он не делит внешних рынков. Создание МИЧС официально
имеет целью укрепление контактов между сталепромышленниками различных капиталистич.
стран, обмен информацией, касающейся положения на рынке чёрных металлов.
В 1970 МИЧС объединял более 100 металлургич. компаний 24 капиталистич.
стран, производивших ок. 95% стали в капиталистич. мире. Количество голосов
для каждой страны зависит от объёма произ-ва стали. Поэтому работу ин-та
фактически контролируют США.
Кроме общих картелей, на рынке чёрных металлов действуют картели по
отд видам проката. Членами трубного картеля, созданного в сер. 20-х гг.,
были фирмы Германии, Франции, Бельгии, Чехословакии, Люксембурга, Саарской
обл., Польши, США, Великобритании и Канады, в последующем к нему присоединились
япрн. и итал. производители и швед, импортёры. В 1935 трубный картель распался.
После 2-й мировой войны нек-рые участники трубного картеля в 1950 заключили
джентльменское соглашение. Его членами являются, в частности, промышленники
Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии. В послевоенные годы, кроме
трубного картеля, продолжает действовать также картель по рельсам. Поскольку
произ-во рельсов в капиталистич. странах сконцентрировано на предприятиях
относительно небольшого числа фирм, последним удалось сохранить контроль
над рынком. До 2-й мировой войны производители белой жести неск. раз заключали
соглашения о разделе рынков сбыта, причём господствующее влияние на рынок
этого товара оказывали монополии Великобритании и США. В послевоен. период
действует новый картель - чклуб> по белой жести, в к-рый входят производители
Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов,
Канады и Японии. Картель устанавливает контроль над рынком путём заключения
соглашений, ограничивающих взаимную торговлю и предусматривающих раздел
рынков стран, не входящих в картель. К деятельности картеля удалось неофициально
привлечь амер. фирмы. Л.М.Райцин. Картель нефтяной объединяет 7
крупнейших нефт. трестов США, Великобритании, Нидерландов: "Стандард ойл
ком-пани оф Нью-Джерси" (Standard Oil Company of New Jersey), "Стандард
ойл компани оф Калифорния" (Standard Oil Company of California), "Мобил
ойл" (Mobil Oil), "Галф ойл" (Gulf Oil), "Тексако" (Texaco) - США; "Бритиш
петролеум" (British Petroleum) - Великобритания; "Ройял датч-Шелл" (Royal
Dutch-Shell)- Великобритания и Нидерланды, с к-рыми в ряде случаев тесно
сотрудничает франц. монополия "Компани франсез де петроль" (Compagnie Francaise
des Petroles). Картель сформировался в кон. 20-х - нач. 30-х гг. и распространил
свою деятельность на все капиталистич. страны и на все отрасли капиталистич.
нефт. х-ва - от разведки и добычи нефти до произ-ва и сбыта нефтепродуктов.
Нефт. монополии США, входящие в картель, находятся в собственности частного
амер. капитала. Контроль над "Ройял датч-Шелл" осуществляет частный капитал
Великобритании и Нидерландов. У "Бритищ петролеум" 49% выпущенных акций
принадлежат гос-ву. У "Компани франсез де петроль" 35% акций по стоимости
и 40% по праву голоса принадлежат гос-ву. T. о., нефт. картель представляет
собой союз частного и гос.-монопо-листич. капитала, проводящий особенно
агрессивную политику по отношению к развивающимся странам-собственникам
нефти при прямой поддержке своих правительств.
После 2-й мировой войны в связи с обострением конкурентной борьбы между
членами картеля и монополиями-аутсайдерами, усилением гос.-монополистич.
тенденций в промышленно развитых странах - осн. потребителях нефти и нефтепродуктов,
ростом антиимпериали-стич. движения в развивающихся нефтедобывающих странах
и национализацией в нек-рых из них собственности членов картеля наблюдается
известное снижение доли картеля в нефт. х-ве капиталистич. и развивающихся
стран: с 1963 по 1969 в добыче нефти (за пределами США) с 82,1% до 76,8%,
в переработке нефти с 65,3% до 56,1%, в сбыте нефтепродуктов с 62,6% до
54,1%. И. M. Резникова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я