КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
перемещение карьерных грузов, один из главных
производств, процессов в технологии открытой добычи полезных ископаемых.
Осн. карьерный груз - горная масса (полезное ископаемое или пустые породы),
начальный пункт - забой, конечный - место разгрузки (отвалы для пустых
пород, некондиционных руд и приёмные бункера погрузочных станций, дробильные,
обогатит., агломерац., брикетные фабрики, врем, или постоянные склады -
для полезного ископаемого).
Особенностями К. т. являются большие объёмы перевозок (напр., при расстоянии
до 15-20 км на карьерах перемещается от неск. десятков тыс. до десятков
млн. тонн грузов в год), а также односторонняя направленность перемещения
от забоев к пунктам приёма грузов, большие уклоны на трассе, нестационарность
пунктов погрузки горной массы и пунктов приёма пустых пород.
К. т.- связующее звено всех технологических процессов разработки горных
пород в карьере; на него приходится ок. половины всех трудовых и стоимостных
затрат на добычу полезного ископаемого.
Все виды К. т. делятся на две группы: транспорт прерывного действия
- железнодорожный, автомобильный (рис. 1), скиповые подъёмники, кабельные
краны и т. д. и непрерывного действия - конвейерный (рис. 2), подвесные
канатные дороги (рис. 3), трубопроводный (гид-равлич. и пневматич.), гравитационный
(по рудоскатам и рудоспускам), транспортно-отвалъные мосты, перегружатели
и отвалообразователи. Вследствие изменяющихся условий как в глубоких, так
и в нагорных карьерах широко применяют комбинации различных видов транспорта
(например, автомобильный и ж.-д., автомобильный и конвейерный или скиповой
и т. д.). В этом случае каждый вид транспорта в наиболее благоприятных
для него условиях эксплуатации обеспечивает наивысшие технико-эконо-мич.
показатели (напр., автомобильный - в забойной части, скиповой - при доставке
горной массы с нижних горизонтов на поверхность карьера, железно-
Рис. 1. Погрузка горной массы в забое карьера на автотранспорт.
Рис. 2. Перемещение вскрышных пород конвейерным транспортом.
Рис. 3. Подвесная канатная дорога для транспортировки руды на Каджаранском
медно-молибденовом комбинате.
дорожный - на поверхности карьера). Помимо рассмотренных транспортных
средств, перемещение горной массы в карьерах может производиться выемоч-но-транспортирующими
машинами (скреперами, погрузчиками, бульдозерами) и выемочными машинами
(экскаваторами-драглайнами и механическими лопатами, с большими рабочими
параметрами). Наиболее перспективное средство К. т.- конвейеры, к-рые преим.
применяются при разработке мягких горных пород и обеспечивают поточное
производство горных работ и полную автоматизацию процессов перемещения.
Автомобильный К. т. совершенствуется в направлении увеличения грузоподъёмности,
снижения массы тары, улучшения манёвренности и скоростных качеств, повышения
экономичности (за счёт применения электропривода, газотурбинных двигателей,
аккумуляторных батарей и топливных элементов, лёгких сплавов и пластмасс);
железнодорожный К. т.- по пути увеличения массы составов, преодоления составами
больших уклонов, улучшения тормозных качеств (внедрение высокого напряжения
постоянного и переменного тока, дизель-электрич. и турбинных двигателей,
электромагнитных и др. видов тормозов); конвейерный К. т. приспосабливается
для транспортирования скальных пород, увеличиваются углы его наклона и
изгибаемость конвейерных линий, повышается скорость движения ленты, прочность
лент (за счёт применения высокопрочных лент, стальных, пластмассовых и
др. пластин, совершенствования амортизирующих устройств и пунктов перегрузки,
применения поддерживающей воздушной подушки).
Лит.: Ржевский В. В., Технология, механизация и автоматизация
процессов открытых горных разработок, M., 1966; С и и-ваковский А. О.,
Потапов M. Г., Андреев А. В., Транспортные машины и комплексы открытых
горных разработок, 2 изд., M., 1968; Васильев M. В., Современный карьерный
транспорт, M., 1969; Андреев А. В., Ш е ш к о E. E., Транспортные машины
и комплексы для открытой добычи полезных ископаемых, M., 1970; Васильев
M. В., Яковлев В. Л., Научные основы проектирования карьерного транспорта,
M., 1972.
M. В. Васильев, Ю. И. Анистратов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я