КАТАЛОНСКАЯ ШКОЛА

КАТАЛОНСКАЯ ШКОЛА ж и в о п и с и, наиболее прогрессивная ветвь
испанской художеств, культуры 14-15 вв. Почвой для расцвета К. ш. послужили
особенности ист. развития Каталонии и её местные художеств, традиции, тесные
торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки
формирования К. ш. восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности
романским церк. росписям 11 -13 вв. Их традиции своеобразно переплелись
с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Фер-рера Бассы (капелла
Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346; илл. см. т. 9, табл.
XVI) - основателя К. ш. Осн. сферой творчества её мастеров стало создание
заалтарных образов (ретабло). В К. щ. элементы, предвосхищающие
культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней
готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры
в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрич.
кругов, отд. части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из стукко.
Плоский
рельеф служит естеств. переходом от плоскостных изображений к орнаментальной
пластике и статуям на ретабло, способствуя органич. включению живописи
в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произв. художников
К. ш. ср.-век. отношение к живописной поверхности как к драгоценному и
тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности
изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы,
показать среду, в к-рой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной
повествовательности. Христианская ле-

X. У ге. "Святой Бернардин", Темпера, стукко. Фрагмент ретабло в сакристии
собора в Барселоне. 1462.

генда нередко служит лишь канвой, в к-рую вплетаются сцены повседневной
жизни каталонского общества. Итальянские влияния характерны для К. ш. 14
и нач. 15 вв. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Бор-раса,
Б. Марторель) придать фигурам и лицам трёхмерность, наметить глубинные
планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В сер.
15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном,
полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве X. Уге, добивавшегося
в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности
характеристик.

Объединение Испании (1479) нанесло удар независимости Каталонии и задержало
дальнейшую эволюцию К. ш., стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие
в дальнейшем становится постепенно достоянием общеисп. иск-ва.

Лит.: Sanpere у Miquel S., Los cuatrocentistas catalanes, t.
I, Barcelona, 1906; Gudiol Ricart J., Historia de Ia pintura en Cataluna,
Madrid, [195-]; FoI-ch i Torres J., L'art catala, Barcelona, 1957; Durliat
M., L'art Catalan, P.- Grenoble, 1963. T. П. Kanmeveea.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я