КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак)
в ф и-лософии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные,
всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли
и развиваются как результат обобщения историч. развития познания и обществ,
практики.

В ранних формах филос. мышления К. выступали в виде исходных принципов,
"первоначал" мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т. п. Когда возникло
различение бытия и мышления, сознания и познания, К. приобрели логич. вид.
Платон, напр., признавал уже пять осн. категорий: сущее, движение, покой,
тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат "Категории",
в к-ром К. трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности.
Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество,
отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако
Аристотель не раскрыл диалек-тич. взаимосвязи К. Система К., созданная
Аристотелем, была господствующей в течение неск. веков.

В новое время мыслители выдвигали различные системы К., трактуя их или
материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К. как
априорные формы рассудка. Они - только формы, в к-рые как бы отливается
многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами.
По Канту, К. являются определениями не предметов самих по себе ("вещей
в себе"), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие
категории: качество (реальность, от рицание, ограничение), количество (единство,
множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и деиствие,
взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность
и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает
наиболее важные К. человеч. мышления и во многом сохраняет свое значение
до наст, времени.

Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у к-рого философия
есть не что иное, как диалектич. система К.- в мышлении, природе, духе,
истории. Чисто логич. К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность
(основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция,
причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея).
Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель
трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.

Нек-рые совр. бурж. философы рассматривают К. как особый, автономный
мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного
мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К. не имеют объективного
содержания. Так, напр., представители экзистенциализма исходят из
того, что любая категория, к-рой пользуется человек в своём мышлении, носит
его своеобразную п глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне
существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в
понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма,
стремящегося "очеловечить" понятия К., лишить их объективного содержания,
придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается
свести К. философии к терминам формальной логики и понятиям спец. областей
научного знания. Представители неотомизма вкладывают религиозный
смысл в К., утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме
как прообразы реальных вещей, свойств и отношений .

Используя достижения мировой филос. мысли, марксизм разработал К. на
диа-лектико-материалистич. основе. К. мате-риалистич. диалектики являются
обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества.
Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание,
сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность,
качество, количество, меру и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой
он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих
свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным
средством филос. познания как бытия, так и результатов конкретно-науч.
и художеств, его отражения. Понятия спец. областей знания вырастают на
почве исследования, обобщения какой-то отд. сферы бытия. Однако никакая
система аналитич. понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального
опыта человечества, воплощённого в глобальных филос. К.

К. являются узловыми пунктами познания, "ступеньками", моментами проникновения
мышления в сущность вещей.

Характеризуя познават. значение К., В. И. Ленин писал: "Перед человеком
сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из
природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения,
т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать
ею" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 85), Выражая как бы каркас мира,
категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем
она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К. В ходе
истории изменялись роль и место отд. К. Материалистич. диалектика обогащается
новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление
и обогащение уже имеющихся К.

К. являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств,
связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость
применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К.
диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, к-рые
играют методологич. роль лишь в определ. сфере мышления, пронизывают собой
всю ткань науч. мышления. Отражая действительность, К. являются вместе
с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретич.
воспроизведение действительности и её мысленное творческое преобразование
возможно лишь в системе категорий. К. выступают в роли "мерки" умопостигаемого
объекта, логич. средства его понимания и фиксации. Они суть организующие
принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны,
с помощью к-рых осмысливается всё богатство чувств, непосредственности.

К. философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отд.
специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и
общеметодологических моментов в содержании науч. мысли. Именно К. человеческого
мышления - показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества
в данную историч. эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной
в мыслях. Благодаря К. единичные предметы воспринимаются и осмысливаются
как частные проявления общего, включённые в систему обобщённых отношений.
Усвоение К. в ходе индивидуального развития человека является необходимым
условием формирования способности теоретич. мышления.

К. материалистич. диалектики находятся в определённой связи между собой
и представляют систему. О составе К. этой системы и их иерархии ведутся
дискуссии. Общепризнаны нек-рые исходные принципы её построения. Они заключаются
в следующем. В объективной действительности всё взаимосвязано и находится
во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир К. находятся в определённой
взаимосвязи. Каждая из К. отражает к.-л. сторону объективного мира, а все
вместе они "...охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность
вечно движущейся и развивающейся природы" (там же, с. 164). Каждая из К.,
отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное.
Поэтому ни одна из К. не может ни заменять, ни "снять", ни перейти в другую.
Система К. строится на основе единства логического и исторического. Последовательное
развёртывание К. в системе марксистской философии должно в сокращённом
виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры
человеческого мышления, идущего от простого к сложному. К. связаны между
собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей
системы К. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом
переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой
же последовательности совершается и познание.

Лит.: Категории материалистической диалектики, M., 1956; Георгиев
Ф. И., Категории материалистической диалектики, M., 1960; Шептулин А. П.,
Система категорий диалектики, M., 1967.

А. Г. Спиркин.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я