КАТОК ДОРОЖНЫЙ
машина для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных
оснований и покрытий. К. д. применяют в автодорожном, ж.-д., пром., гор.,
гидротехнич., аэродромном строительстве. По способу перемещения К. д. делятся
на самоходные и прицепные; по принципу действия - статические и вибрационные
(см. Виброкаток).
Самоходный дорожный каток с пневматическими шинами.
Рабочие органы К. д.- жёсткие стальные вальцы - могут быть гладкими,
решётчатыми или иметь на своей поверхности кулачки (шипы). Жёсткие вальцы
в нек-рых конструкциях заменены пнев-матич. шинами (рис.). Прицепными катками
с гладкими вальцами (статич. и вибрац. действия), кулачковыми и на пневматич.
шинах уплотняют грунты и дорожные основания (см. Дорожностроительные
работы). Катки самоходные с гладкими вальцами (двух- и трёх-вальцовые,
статич. и вибрац. действия) и с пневматич. шинами применяются гл. обр.
для уплотнения дорожных покрытий. Эффективность уплотнения зависит от удельного
давления на поверхность, для увеличения массы машины её нагружают балластом
(железобетонные кубы или ёмкости с песком). Масса К. д. от 5 до 50 т.
Скорость
передвижения 2-8 км/ч.
Лит. см. при ст. Дорожные машины. Ю.А. Бромберг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я