КАТОЛИЦИЗМ
(от греч. katholikos - всеобщий, вселенский), одно
из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве.
По
офиц. данным католич. церкви (явно преувеличенным), в нач. 1970 католиков
насчитывалось 614 млн. (в т. ч. 250 млн. в Европе, 226 млн. в Лат. Америке,
55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков
(в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии,
Франции, Бельгии, Австрии, в лат.-амер. странах. В социалистич. странах
среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии,
Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, гл.
обр. в Литве, в зап. областях Белоруссии, Украины.
Обособление К. в христианстве началось в 3-5 вв. в связи с углублением
экономич., политич., культурных различий между зап. и вост. частями Рим.
империи, особенно после её раздела на Зап. Римскую и Вост. Римскую в 395.
Осн. причиной разделения общехрист. церкви на западную (рим.-католич.)
и восточную (вост.-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество
между рим. папами и константинопольскими патриархами за главенство в христ.
мире. Впервые разрыв имел место ок. 867 (ликвидирован на рубеже 9-10 вв.),
вновь произошёл в 1054 (см. Разделение церквей) и был завершён в
связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него
вынужден был выехать константинопольский патриарх).
Являясь разновидностью христ. религии, К. признаёт её осн. догмы и обряды;
в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.
Организация католич. церкви отличается строгой централизацией, монар-хич.
и иерархич. характером. По вероучению К., папа римский (рим. первосвященник)
- видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа
на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Эти положения,
особенно чётко сформулированные на рубеже 12-13 вв. при папе Иннокентии
III, были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869-70. На этом же соборе
был провозглашён догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая
в 11 в. папой Григорием VII), когда он выступает в роли верховного
первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан ("ех
cathedra loquitur" - произносит речь с амвона), определяет доктрины по
вопросам веры и морали.
Католич. церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения
признаёт не только "священное писание", т.е. Библию, но и "священное
предание", или традицию. При этом в "священное предание" К. включает
помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов
(как то делает православие) и решения последующих церк. соборов, папские
послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католич.
церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историч. условиям.
В догмате К. о Троице "святой дух" исходит не только от бога-отца
(как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына
(filioque).
К. проводит резкое разграничение между клиром и мирянами. Оно
выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: целибат
- обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество
даёт
обет безбрачия), причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом
- мирян (ныне в отд. случаях также и вином), и др. Католич. церковь запрещает
выход из духовного звания. Привилегии католич. духовенства основываются
в значит, мере на церковном учении о "сокровищнице переизбыточествующей
благодати" (которого нет в православии): деяния Христа, апостолов, богоматери,
святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают "запас"
добрых дел и "благодати", за счёт к-рого церковь имеет право отпускать
грехи, даруя грешникам прощение (это использовала католич. церковь как
основание для торговли с 12 в. индульгенциями).
Лишь в К. имеется догмат о чистилище - промежуточной инстанции между
адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут
очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного
рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких
на земле; духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно
это было утверждено в 16 в. Тридентским собором.
Католич. церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но
в отправлении их имеются нек-рые различия. Так, католики совершают крещение
не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается
не одновременно с крещением, а над детьми не моложе, 8 лет и, как правило,
епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у
православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличён
в прелюбодеянии.
Особенность К.- широкое, экзальтированное почитание богоматери (мадонны).
В 1854 папой Пием IX был провозглашён догмат о непорочном зачатии девы
Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католич. церковь признала
догмат о её телесном вознесении.
Культ в К. характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением,
к-рое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения,
используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами
и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ
мучеников, святых и блаженных. Обычно католич. богослужение совершалось
лишь на лат. яз. (2-й Ватиканский собор 1962-65 разрешил службу и на совр.
нац. яз.). MH. праздники в К. появились после разделения церквей - праздники
"Тела христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия девы Марии" и др.;
в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью,-
Сретение, Преображение, Воздвижение и др.
В основе католич. богословия до 13 в. в значит, мере лежало учение Августина
(4-5
вв.). Затем в католич. философии произошёл отход от августиновского платонизма.
В 13 в. Фома Аквинский переработал богословскую систему К.; использовал
философию Аристотеля, приспособив её к католич. догмам. В 1879 энцикликой
папы Льва XIII ("Aeterni patris") учение Фомы Аквинского было объявлено
офиц. филос. доктриной К.; концепции ср.-век. богослова подверглись своеобразному
обновлению, приспособлению к совр. уровню цивилизации (см. Неотомизм).
На протяжении MH. веков К. был господствующей идеологией в странах Зап.
Европы. Особенно велика была роль католич. церкви в эпоху феодализма. "Своей
феодальной организацией, - писал Ф. Энгельс,- церковь давала религиозное
освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах...
Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Mаркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В эпоху средневековья, являясь
крупным зем. собственником, католич. церковь добилась значит, политич.
влияния в феод. мире. Папство стремилось подчинить себе светскую
власть (особенно в 11-13 вв.), выступало с притязаниями на всемирное господство,
для расширения ареала своего влияния (за пределы Зап. Европы) организовывало
крестовые
походы. Возникавшие антиклерикальные движения, множившиеся с 11 в.
ереси
жестоко
подавлялись католич. церковью, она прибегала к отлучениям,
интердиктам,
вела
войны (напр., Альбигойские войны),
учредила
инквизицию.
С образованием централизованных гос-в внутри католич. церкви возникли
тенденции автономии нац. церквей (учение Уиклифа, галликанство и
др.); с 14-15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап,
возникло т. н. соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских
соборов над папой.
В период складывания бурж. общества католич. церкви, отличавшейся крайним
консерватизмом и реакционностью, был нанесён серьёзнейший удар; в результате
Реформации
(16
в.) в ряде европейских стран К. был вытеснен протестантизмом.
Несколько
укрепила позиции К. возглавленная папством Контрреформация
(16-17
вв.). Борясь за господство над умами, католич. церковь жестоко преследовала
передовую науч. мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем
и др.). До сер. 19 в. католич. церковь оставалась опорой феод.-монар-хич.
сил.
С установлением политич. господства буржуазии начался, однако, процесс
сближения католич. церкви с реакционными бурж. кругами, гл. обр. на почве
борьбы с рабочим движением, марксизмом; этот процесс завершился в эпоху
империализма, когда сама католич. церковь стала крупным капиталовладель-цем.
Гл. социальным назначением К. становится освящение авторитетом церкви капиталистич.
строя. Защита осн. устоев капитализма неизменно проводится под благовидной
маской защиты "высших христианских ценностей", "естественного закона".
При этом демагогически .распространяются иллюзии о возможности "христианизации"
капитализма и его оздоровления.
Совр. католич. церковь - крупная ре-лиг.-политич., идеологич. орг-ция,
центр к-рой - папское гос-во Ватикан (постоянная резиденция главы
церкви - папы римского). Центр, органами управления католич. церкви являются
подчинённые папе учреждения, составляющие Римскую курию. В бурж.
странах, где широко распространён К., папа имеет дипломатич. представителей
- нунциев, интернунциев и др. После папы высшие духовные лица, ближайшие
его советники и помощники по управлению церковью - кардиналы. К
высшей ступени церк. иерархии относятся также архиепископы (управляют церк.
провинциями, к-рые делятся на епархии), епископы (управляют епархиями).
Епископам подчиняются приходские священники. В бурж. гос-вах католич. церковь
имеет разветвлённую сеть массовых орг-ций. Весь церк. аппарат с его огромной,
подчинённой строгой дисциплине армией священников (в 1970 более 400 тыс.),
с многочисл. монашеством (ок. 1400 тыс. монахов и монахинь), миссионерскими
орг-циями, с его благотворит, и др. учреждениями используется для религ.
воздействия на нар. массы. Католич. церковь в своей социальной практике
использует печать, кино, радио, телевидение; имеет свои католич. ун-ты
и др. учебные заведения. Католич. церковь в значит, мере опирается на католич.
партии (Христианско-демократич. партия - в Италии, Нар. партия - в Австрии,
Социально-христ. партия - в Бельгии, и др.), католические профсоюзы, сел.,
молодёжные, жен. и MH. др. орг-ции. Большинство светских католич. обществ,
орг-ций объединены в систему "Католическое действие".
Однако изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45
в пользу социализма, нац.-освободит. движение, науч. прогресс привели к
кризису К. Католич. церковь, в нач. 20 в. официально осудившая сторонников
модернизма
(течения,
возникшего в кон. 19 в., ставившего целью приспособление вероучения к современности),
во 2-й пол. 20 в. под угрозой утратить контроль над редеющей паствой была
вынуждена сама стать на путь модернизации идеологии и политики. В этом
кроются причины начавшегося в 60-х гг. процесса изменения догматики, культа,
организации и политики католич. церкви. Это обновленчество, ярко проявившееся
на 2-м Ватиканском соборе 1962-65 (см. Ватиканские соборы) и в последующих
решениях церкви, выразилось в стремлении упростить церк. каноны и культовые
обряды, добиться максимальной мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать"
их управление. Активно проводится политика экуменизма (см. Экуменическое
движение). По-новому в К. ставятся вопросы об иерархии в церкви, о
прерогативах епископов. Епископы, недовольные мелочной опекой бюрокра-тич.
учреждений Ватикана, всё настойчивее требуют большей самостоятельности.
Папой Павлом VI создан синод епископов, к-рый периодически созывается
папой в Риме (у него чисто совещательные и информационные функции). Вопреки
историч. традиции католич. церкви, реформа проводится в целях привлечения
большего числа людей к управлению церк. орг-циями, реорганизация структуры
церк. аппарата происходит на всех уровнях. В епархиях организованы советы
духовных лиц для помощи епископам в управлении епархией и советы светского
апостолата, в которых представлены не только духовные лица, но и миряне.
Во MH. странах регулярно созываются конференции епископов, правомочные
решать ряд вопросов, связанных с реализацией постановлений собора и ватиканского
руководства.
Суть важнейших изменений в социальной политике католич. церкви сводится
к тому, что церковь санкционирует те уступки трудящимся, к-рые уже "признаны"
в развитых капиталистич. странах бурж. демократией и к-рые достигнуты трудящимися
в напряжённых классовых боях. Так, принятая 2-м Ватиканским собором
конституция "О церкви в совр. мире" признаёт право трудящихся на объединение,
признаётся (правда, с рядом оговорок) законность забастовки как средства
защиты прав, подчёркивается достоинство труда. Оставаясь противником социализма,
католич. церковь тем не менее в стремлении приспособиться к совр. эпохе,
"выжить" при всех поли-тич. изменениях в любой стране, "врасти" во всякую,
в т. ч. утвердившуюся на трети земли социалистич. систему, декларировала
социальную универсальность К. В той же конституции 2-го Ватиканского собора
говорится, что церковь не связывает себя "с какой-либо особой формой человеческой
культуры или политич., экономич. или социальной системой".
Социальное реформаторство вызвало ожесточённую борьбу течений в различных
звеньях и на различных уровнях католич. мирских и церк. орг-ций.
Переоценке подвергается и филос. доктрина К., ведутся дискуссии между
"традиционалистами", настаивающими на неизменных преимуществах философии
Фомы Аквинского, и "обновленцами", считающими невозможным в совр. эпоху
ограничиваться положениями неотомиз-ма. Последние всё чаще обращаются к
филос. системе П. Тейяра де Шардена (1881 -1955), к-рый пытался
заменить догматич. ср.-век. положения, не соответствующие психич. и умственному
складу совр. человека, религ. принципами, опирающимися на гуманистич. идеи
и данные науки 20 в.
Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и об-щедемократич.
движениях, углубляется расслоение среди участников католич. орг-ций, в
них появляются левые группы, выступающие против реакц. клерикализма,
требующие
осуществления демокра-тич. социальных реформ, углубления диалога с марксистами,
призывающие к единству действий всех антиимпериа-листич. сил. Это, по существу,
ревизия и офиц. идеологии, и социальной практики католич. церкви.
Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая
свои науч. атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают
контакты с трудящимися-католиками, выступают за единство действий всего
рабочего класса, всех антимо-нополистич. сил с тем, чтобы совместно отстаивать
социальный прогресс, совместно выступать против антинар. политики монополий,
угрозы войны и фашизма.
Лит.: M ч е д л о в M. П., Католицизм, M., 1970; Шейнман M. M.,
С. Д. Сказкин, M. П. Мчедлов.
Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в., M., 1958; Берзин Э. О.,
Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, M., 1966; Бабосов E. M., Научно-техническая
революция и модернизация католицизма, Минск. 1971; Adam К., Das Wesen des
Katholizismus, 13 Aufl., Dusseldorf, 1957; P е-1 i k a n J., The riddle
of Roman Catholicism, N. Y., [1959]; La
La crisis del catolicismo, 2 ed., Madrid, 1970. CM. также лит. при статьях
Ватикан,
Клерикализм, Неотомизм, Папство.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я