КАЧАЛОВ
(наст, фам.-Ш в е р у б о в и ч) Василий Иванович [30.1(11.2).
1875, Вильнюс,-30.9.1948, Москва], русский советский актёр, нар. арт. СССР
(1936). Род. в семье священника. Будучи студентом юрид. ф-та Петерб. ун-та,
участвовал в драматич. кружке, руководимом В. H. Давыдовым. Работал в Театре
А. С. Суворина (Петербург, 1896-97), Товариществе M. M. Бородая (Казань,
Саратов, 1897-1900). С 1900- в труппе Моск. Художеств, театра. К. обладал
исключит, артистичностью, огромным сценич. обаянием, редким по музыкальности
голосом. Острый аналитик, художник философского восприятия жизни, он основывал
своё иск-во не только на силе эмоционального воздействия, но и на темпераменте
мысли, способности воспроизвести драму сознания, раскрыть конфликты идей
и убеждений, владеющих его героями. Исполнил в MXATe 55 ролей. Выступления
в пьесах А. П. Чехова и M. Горького сделали К. любимым актёром рус. демократич.
интеллигенции. Мечтающий о прекрасном будущем Тузенбах, рвущийся навстречу
борьбе и жизни Петя Трофимов, отчаявшийся, но отвергающий компромиссы Иванов
(в пьесах Чехова "Три сестры", 1902, "Вишнёвый сад", 1904, "Иванов", 1904)
выразили ожидание социальных перемен, охватившее рус. общество в начале
века. В роли Барона ("На дне" Горького, 1902) К. вскрыл социальную суть
психологии барина, превратившегося в босяка и сутенёра, дал замечат. образец
мастерства перевоплощения. Проблема "интеллигенция и революция" была остро
поставлена К. в роли Протасова ("Дети солнца" Горького, 1905). Среди лучших
ролей К. дореволюционного периода: Берендей ("Снегурочка" Островского,
1900), Иоганн Фокерат ("Одинокие" Гауптмана, 1903), Юлий Цезарь ("Юлий
Цезарь" Шекспира, 1903), Бранд ("Бранд" Ибсена, 1906), Глумов ("На всякого
мудреца довольно простоты" Островского, 1910), Каренин ("Живой труп" Л.
H. Толстого, 1911), Горский ("Где тонко, там и рвётся" Тургенева, 1912).
Блеск интеллектуального темперамента К. проявился в ролях Чацкого ("Горе
от ума" Грибоедова, 1906, возобновление в 1914 и 1938) и Гамлета ("Гамлет"
Шекспира, 1911). Страстной верой в силу разума было проник-
B. И. Качалов в ролях: слева -Тузенбах ("Три сестры" А. П. Чехова);справа
- Вершинин ("Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова).
нуто исполнение К. роли Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому,
1910). В 1922-24 К. принимал участие в гастролях MXATa в Европе и Америке.
В сов. время в образах, созданных К., наряду со страстным, мужественным
гуманизмом, с утверждением героич. начала в человеке по-новому, с особой
остротой проявились тенденции к сатирич. обличению. В 1926 К. выступил
в роли Николая I ("Николай I и декабристы" Кугеля), достигнув яркой театральности
в психологич. характеристике царя-провокатора. В роли Захара Бардина ("Враги"
Горького, 1935) артист продолжил направление социальной сатиры, связанное
в его творчестве с драматургией Горького. В историю сов. театра вошёл драматич.
образ партизанского вожака Никиты Вершинина, воплощённый К. в спектакле
"Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова (1927). В инсценировке "Воскресения" Л.
H. Толстого (1930) в роли "От автора" К., по словам К. С. Станиславского,
создал "...новый жанр - голос автора, его душу" (Собр. соч., т. 8, 1961,
с. 411).
К. выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также лит.-муз.
и драматич. композиций (автором к-рых был он сам), играя иногда сцены с
участием нескольких персонажей - из "Юлия Цезаря", "Гамлета" Шекспира,
"На дне" Горького, и др. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина
и орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Эфрос H. E., В. И. Качалов, П., 1920; К у гель А. Р., В.И.Качалов,
М.- Л., 1927; Марков П. А., Театральные портреты, М.- Л., 1939; Ежегодник
MXT за 1948 г., т. 2 (Памяти В. И. Качалова), М.- Л., 1951 (библ.); В.
И. Качалов. Сб. статей, воспоминаний, писем, M., 1954 (библ.).; Виленкин
В. Я., Качалов, M., 1962; Волков H. Д.. Театральные вечера, M., 1966. T.
M. Родина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я