КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО философская категория, выражающая неотделимую от бытия
объекта его существенную определённость, благодаря к-рой он является именно
этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных
элементов объекта, к-рое характеризует его специфику, дающую возможность
отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует
и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем К.
выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.
"У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества..." (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Любой объект
постоянно изменяется; вместе с тем он обладает нек-рой устойчивостью, к-рая
и выражается как качеств, определённость. Категория К. впервые была проанализирована
Аристотелем, определявшим её как "видовое отличие", как "...тот пребывающий
видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии
от другой сущности, принадлежащей к тому же роду" (Met. V 14 1020 а 33-1020
b I; рус. пер., M., 1934). Аристотель отмечал текучесть К. как состояний
вещей, их способность превращаться в противоположное. Cp.-век. схоластика
толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные "формы". На почве меха-нистич.
мировоззрения в философии нового времени сложилось деление на первичные
и вторичные качества.

Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень
познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику
бытия объекта. "Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная
с бытием определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что
оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть"
(Соч., т. 1, М.- Л., 1929, с. 157).

Диалектический материализм исходит прежде всего из признания объективности
и всеобщности качеств, определённости вещей. К. объекта обнаруживается
в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является
своего рода "пучком свойств", а обладает ими: "...существуют не качества,
а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами"
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Под
свойством имеется в виду способ проявления определ. стороны К. объекта
по отношению к другим объектам, с к-рыми он вступает во взаимодействие.
Свойство объекта состоит, т. о., в том, чтобы производить в другом объекте
то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии.

В зависимости от реального и познавательного контекста объект как бы
светится разными своими сторонами, качествами. Напр., человек выступает
различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя,
социолога, анатома, психолога и т. д. Чем выше уровень организации материи,
тем большим числом качеств она обладает. Поскольку каждый объект находится
в бесконечных связях с другими вещами, постольку он обладает бесчисленным
множеством свойств. Поэтому все попытки определить К. как полную совокупность
свойств уводят в бесконечность. Категория К. объекта не сводится и к отдельным
его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства
существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определённости,
относительной устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с
ними. К. не только проявляется, но может видоизменяться и формироваться
в этих отношениях. Подобно тому как материя не сводится к совокупности
своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах:
он их носитель.

Качеств, определённость объекта зависит прежде всего от его структуры,
характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение
К. обусловлено или перестройкой связей элементов, или изменением самих
элементов, или преобразованием того и другого. Мир состоит не из законченных
и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в к-рых
вещи постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходят в другие
вещи, имеющие иное К. Поскольку благодаря своему К. объект выступает как
именно данный, а не иной, то изменение К. означает превращение данного
объекта в другой. При этом качественные изменения вещи каждый раз происходят
на разном уровне: они могут быть связанными с изменением того, что специфично
именно для данного единичного объекта или же для всех объектов данного
класса. При любом качеств, изменении имеется такой более общий, а вместе
с тем и более глубокий уровень К. объекта, к-рый остаётся по существу тем
же: изменяется лишь вариация его существования. Т.о., качеств, изменение
может быть связано и с превращением данного явления в другое, и с изменением
состояния и формы существования в сущности того же предмета.

Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной
реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед
субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств.
чувственном восприятии К. выступает как нек-рое множество свойств. "Сначала
мелькают впечатления, затем выделяется нечто,- потом развиваются понятия
качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым
и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество..."
(Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 301). Познание идёт от
К. к количеству и далее к их единству - мере. Любой предмет
представляет собой единство К. и количества. См. Переход количественных
изменений в качественные.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика
природы, там же; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5
изд., т. 29; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 5, M, 1937; Кедров Б. M., О количественных
и качественных изменениях в природе, [M.], 1946. А. Г. Спиркин.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я