КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ совокупность свойств продукции, обусловливающих
её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с
её назначением.

В Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва
СССР на 1971-75 подчёркивается необходимость "...повысить технический уровень,
экономичность и качество всех видов продукции. Вновь осваиваемая продукция
по качественным и технико-экономическим характеристикам должна соответствовать
передовым достижениям мировой науки и техники" (Материалы XXIV съезда КПСС,
1971, с. 247).

В совр. условиях К. п. охватывает не только потребительские, но и технологич.
свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надёжность,
долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции
и др.

Свойства, составляющие К. п., характеризуются с помощью непрерывных
или дискретных величин, называемых показателями К. п., к-рые должны иметь
количественный измеритель. Они могут быть абсолютными, относительными или
удельными. Значения величин зависят от условий и методов их определения.
Показатели К. п. устанавливаются объективными методами, органолептически
(т. е. с помощью органов чувств), экспертным путём и т. д. и рассматриваются
применительно к условиям создания и эксплуатации (потребления) продукции.
Показатель К. п., характеризующий одно её свойство, наз. единичным, два
и более свойств - комплексным. Относительная характеристика К. п., основанная
на сравнении её с соответствующей совокупностью базовых показателей, наз.
уровнем К. п. При оценке уровня используются как технич., так и экономич.
данные.

К. п. имеет первостепенное значение для роста нац. богатства и для конкретных
потребителей продукции, т. к. качество определяет её потребительную стоимость.
При этом часто повышение К. п. равнозначно росту её количества, но повышение
качества обычно достигается при меньших затратах, чем количественное увеличение
выпуска продукции.

Критерием оптимальности уровня К. п., т. е. её эффективности, может
служить комплексный интегральный показатель К. п., отражающий соотношение
суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции и
суммарных затрат на её создание и эксплуатацию (потребление). При наибольшем
значении интегрального показателя К. п. обеспечивается наивысший полезный
эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т. е. максимальная эффективность
для общества.

Управление К. п.- установление, обеспечение и поддержание его необходимого
уровня - осуществляется путём система-тич. контроля, т. е. проверки соответствия
показателей качества установленным требованиям (стандартам, технич. условиям
и др. нормативно-технич. документации), и целенаправленного воздействия
на условия и факторы, от к-рых зависит К. п. (качество документации, оборудования,
инструмента, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий,
квалификация изготовителей). Большую роль при этом играют экономич. методы,
к-рые охватывают вопросы планирования, стимулирования, ценообразования
и др.

Важный элемент в управлении К. п.- планирование повышения качества,
т. е. установление обоснованных заданий на выпуск продукции с определёнными
значениями показателей, к-рые должны быть достигнуты к заданному моменту
или на заданный период времени. Планирование повышения К. п. должно предусматривать
наиболее полное использование достижений науки и техники в соответствии
с требованием потребителей, назначением и условиями пользования продукции,
требованиями техники безопасности и экономич. целесообразности. Задания
и мероприятия по повышению К. п. разрабатываются с учётом результатов анализа
качества выпускаемой продукции, исходя из осн. направлений развития отраслей
нар. х-ва, прогнозов технич. прогресса, требований прогрессивных стандартов
и потребностей народного хозяйства в продукции определённого качества.

Введённая в СССР в 1971 Единая система аттестации качества пром. продукции
(ЕСАКП) объединяет гос. отраслевую и заводскую аттестацию. Аттестации подлежит
вся продукция, определяющая профиль мин-ва, объединения, предприятия, а
также постоянно выпускаемая продукция. Продукция, выпускаемая предприятиями-изготовителями,
аттестуется по 3 категориям качества: высшей, первой и второй; вновь разрабатываемые
изделия, передаваемые в серийное произ-во,- по высшей и первой категориям.
К высшей категории относится продукция, соответствующая или превосходящая
по своим технико-экономич. показателям высшие достижения отечеств, и зарубежной
науки и техники. Этой продукции в установленном порядке присваивается Государственный
знак качества.
К первой категории относится продукция, к-рая соответствует
по своим технико-экономич. показателям требованиям действующих стандартов
и технич. условий, ко второй - продукция, не соответствующая этим требованиям,
морально устаревшая и подлежащая модернизации или снятию с произ-ва, стандарты
и технич. условия на к-рую требуют пересмотра в установленном порядке.
ЕСАКП является основой для планирования объёмов произ-ва выпускаемой продукции
по соответствующим категориям качества, обеспечения повышения его уровня,
а также для экономического стимулирования преимущественного произ-ва продукции
высшей категории качества.

Особое место в обеспечении высокого К. п. принадлежит стандартизации.
Комплексная стандартизация сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих
изделий и готовой продукции - эффективное средство планомерного повышения
К. п. Стандартизация устанавливает оптимальные показатели качества, параметрич.
ряды продукции, методы контроля и испытаний, режимы технич. обслуживания,
методы ремонтов, нормы запасных частей и т. п. Учитывая важное значение
стандартизации в системе управления К. п., ЦК КПСС и Совет Министров СССР
в
ноябре
1970 приняли пост. "О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой
продукции". Реализация этого постановления позволила усилить регулирующее
и организующее воздействие стандартов при управлении К. п. См. также ст.
Квали-метрия.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971: ГОСТ 15467-70 "Качество
продукции. Термины"; Экономические проблемы повышения качества промышленной
продукции, M., 1968; Обшие методические указания по планированию повышения
качества промышленной продукции, M., 1971; Основные положения Единой системы
аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП), M., 1971; Квалиметрия
(Ее содержание, задачи и методы), "Стандарты и качество", 1970. № 11, Зайков
Г. И., Романов P. Г., Уровень качества и стоимости продукции, M., 1970;
Ткаченко В. В., Комаров Д. M., Шор Я. Б. Количественные методы оптимизации
требований стандартов к качеству продукции - основа теории стандартизации,
"Стандарты и качество", 1971. №6; Вен и аминов Ю. С., Г л и-чев А. В.,
Шор Я. Б., Качество продукции, потребительная стоимость и их показатели,
"Стандарты и качество", 1972, № 1. Л. S. Гличев, Я Б. Шор, Ю. С. Вениаминов.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я