КАЧКА СУДНА

КАЧКА СУДНА колебания плавающего судна под действием волнения
или др. внешних сил. Различают три вида К. с.: бортовую (угловые наклонения
на правый и левый борт), килевую (угловые наклонения на нос и корму) и
вертикальную (поступательные перемещения по вертикали). Совместная килевая
и вертикальная К. с. на встречном или попутном волнении наз. продольной,
а совместная бортовая и вертикальная К. с. на боковом волнении - поперечно
и. В общем случае К. с. на волнении все её виды сопутствуют друг другу.
К. с. характеризуется амплитудой, периодом (частотой) и сдвигом фазы колебаний
по отношению к внеш. воздействию; при К. с. может наблюдаться явление резонанса.
К. с. вызывает снижение скорости хода судна, отрицательно действует на
организм человека (морская болезнь), ухудшает условия работы механизмов
и приборов, использования боевого вооружения и т. д. При интенсивной бортовой
качке судно может опрокинуться под воздействием внеш. нагрузок, безопасных
при отсутствии К. с. Умеренность К. с. - одно из важных мореходных качеств
судна: чем больше период и меньше амплитуда К. с., тем лучше мореходность
судна. На судах устанавливаются успокоители качки. Основы общей
теории К. с. разработаны акад. A. H. Крыловым.

Лит.: Семёнов-Тян-Шанский В. В., Благовещенск и и С. H., Xолодилин
A. H., Качка корабля, Л., 1969; Б оро дай И. К., Hецветаев Ю. А., Качка
судов на морском волнении, [Л., 1969]. Л. H. Стреляев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я