КЕРАМИКА
(греч. keramike-гончарное
Исторический очерк. Пластичность
Первоначально осн. видом К. была
Керамика эпох неолита и бронзы.1.
Античная керамика. 1. Краснолаковый
Коринфский сосуд в виде сатира, держащего
Глинобитные жилища трипольскои
Др.-инд. цивилизации знали разнообразную
Славянские горшки 12 в. Музей истории
В 1744 в Петербурге был основан первый
Художественная керамика. В развитии
В мировой истории К. важную роль
Советская керамика. 1. 3. П. Маисурадзе
Р. Эйнберга (Латв. ССР). Молочный
А. Г. К а рп о в а. "Всадник". Одоевская
Производство К. Керамич. изделия
По способу приготовления керамич.
Выбор метода формования К. определяется
О произ-ве отд. видов К. см. в соответствующих
Илл. см. на вклейках - к стр. 49
Лит.: А р ц и х о в с к и
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые
спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и
др. неорганич. соединений. К. получила широкое распространение во всех
областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве
(кирпич,
черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали),
в технике, на ж.-д., водном и возд. транспорте, в скульптуре и прикладном
иск-ве. Осн. технологич. видами К. являются терракота, майолика, фаянс,
каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах К. отражает
высокие достижения иск-ва всех времён и народов.
глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли
не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные
ещё в палеолите. К позднему палеолиту нек-рые исследователи относят
и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью
придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться
только в неолите (ок. 5 тыс. лет дон. э.). Освоение произ-ва
К.- одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование:
варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных
продуктов. Как и др. подобные открытия (напр., пользование огнём),
К. не является изобретением к.-л. одного лица или народа. Её осваивали
независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество
достигало соответств. уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний,
в результате к-рых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились
общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого
произ-ва изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием
производит, сил народов (см. Гончарство). Распространённость К.
и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К.
орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историч. источником.
К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые
образцы к-рой сохранились на керамич. плитках в Двуречье.
посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями
очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки
для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, к-рый с самого начала
имел также важное эстетич. и культовое значение. Начиная с энеолита (3-2-е
тыс. до н. э.) на керамич. изделиях появилась роспись. Формы посуды
развивались соответственно потребностям быта (напр., переход к оседлому
образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским
поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями
приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художеств,
традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные
формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности,
к-рую или оставляли естеств. фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли
цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали,
покрывали ангобом и глазурью.
Остро донный сосуд с ямочным орнаментом. Неолит. 2.
Фрагмент сосуда с человеческой маской (из дер. Вознесеновки Хабаровского
края). Неолит. Сибирское отделение АН СССР. Новосибирск. 3. Сосуд с ямочно-гребенчатым
орнаментом. Срубная культура эпохи бронзы (сер. 2-го -нач. 1-го тыс. до
н. э.). (1, 3 - Исторический музей, Москва.)
сосуд. Древний Рим. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Этрусская канона.
Конец 7 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.
кратер. Древняя Греция. 6 в. до н.
э.
Лувр. Париж.
культуры. (4-3-е тыс дон. э.), обжигавшиеся снаружи кострами
и расписывавшиеся,- первый пример применения К. в качестве стройматериала.
С развитием техники добывания металлов К. стала необходима
и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки). Первоначально
керамич. изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней
печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалистыгончары, пользовавшиеся
гончарным
кругом (или оттискивавшие изделия в спец. форме) и гончарным горном.
Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен,
однако и у них существовало самобытное керамич. произ-во (наиболее ранние
изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тыс. до н.э.). Особенно высокого развития
оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую
и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой
росписью. В Др. Египте, Вавилонии и др. древних странах Бл. Востока впервые
стала
покрывать
парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала
сырцовый, позже - обожжённый). Для украшения зданий в Египте и Др.
Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы.
расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки
для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Др. Китае во 2-1-м
тыс. до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из
высококачеств. белой глины - каолина, к-рый в 1-м тыс. н. э. стал материалом
первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора. Важное
место в истории К. занимает К. др.-греческая, оказавшая большое влияние
на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и
совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной немногоцветной
росписью (см. Вазопись) на мифологич.
и бытовые темы (т. н. чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах).
Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки,
гл. центром произ-ва к-рых была Танагра. Терракотовые
архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в
Др. Греции, так и в Др. Риме, где в особенности развилось произ-во кирпича,
из к-рого сооружались сложные конструкции (напр., своды перекрытий, пролёты
мостов, акведуки). Рим. парадная посуда б. ч. оттискивалась в деревянных
или керамич. формах, на к-рых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась
красным лаком. У римлян и этрусков
достигло расцвета изготовление керамич. погребальных сосудов - урн, известных
также многим др. народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские
и рим. урны украшались скульпт. изображениями (напр., сцены пиршеств).
Традициям рим. К. в основном следовало произ-во К. Византии, испытавшее,
однако, и влияние Бл. Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов
и в архит. К.). Уже с 6 в. визант. мастера перестали применять красный
лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим
зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Визант. тонкий квадратный
кирпич-"плинфа" оказал влияние на произ-во кирпича в Др. Руси. В Др. Руси
с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, нек-рые сосуды
покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки.
На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана
и Якова. После упадка, вызванного монг.-татарским нашествием, произ-во
К. возродилось к 14-15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода
Москвы (в р-не совр. ул. Володарского), где к 17 в. были уже довольно
крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов),
игрушки, светильники, чернильницы, муз. инструменты, с 18 в.- курительные
трубки. В Псковской земле известны и керамич. глазурованные надгробия.
Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с
16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев
большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутр. помещений
делали изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и
полихромные - "ценинные"), В 17 в. известны работавшие в Москве
мастера Пётр Заборский, Степан Иванов, Иван Семёнов, Степан Буткеев и др.
Произ-во изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные
изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось
влияние нар. лубочных картин.
и реконструкции г. Москвы.
в России гос. фарфоровый з-д (ныне з-д им. М. В. Ломоносова); в
1766 в Вербилках под Москвой - частная ф-ка Ф. Я. Гарднера; позже возникло
множество др. частных предприятий, из к-рых самыми крупными в 19 - нач.
20 вв. стали з-ды М. С. Кузнецова. Наряду с заводским произ-вом фарфора,
строит. и технич. К. сохранялось кустарное произ-во бытовой и художеств.
К. Существовало неск. пром. районов со своими традициями (Гжель, Скопин
и др.). О развитии керамич. произ-ва см. в статьях Строительных
материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность. м.
Г. Рабинович.
художеств. К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов
глин и примесей для составления керамич. массы, а также в приёмах её формовки
и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить
предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных
стран приходили (часто независимо друг от друга) к сходным изобретениям,
появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга
эпохи. Напр., секреты произ-ва фаянса и глазури, известные др.-егип. мастерам
ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в <3-4 вв. в Китае, в <9-10
вв.в странах Бл. Востока, в 16 в.<- франц. учёным Б. Палисси. В 18
в. секрет изготовления фарфора, уже с 6<-7 вв. освоенного кит. мастерами,
открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов
в России, а керамисты Франции и Англии, не находя разгадки "китайского
секрета", создали свои разновидности фарфоровидной К. (т. н. мягкий фарфор
и костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту
керамич. иск-ва, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии.
Напр., разработанная др.-греч. мастерами исключительно тонкая технология
терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Др. Греции и произ-ва
совершенных по форме сосудов,
оказавших влияние на всё последующее развитие керамич. иск-ва, была надолго
забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились
лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (т. н. фаянсы Сен-Поршера).
А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного
и красного лаков, к-рые служили гл. цветами в античной вазописи, утрачены,
т. к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью
(с 9 в.). Преемственность в технологии и в художеств, традициях
прослеживается лишь в эволюции гончарства, к-рое тесно связано с домашним
ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды
глубокого регресса (напр., лепка от руки сосудов в нек-рых странах Европы
поры раннего средневековья). Поэтому история художеств. К. вплоть
до 19 в. прерывиста, и её вехами становятся периоды расцвета каждой новой,
более совершенной, чем предыдущая, разновидности К. Вновь открытый вид
керамич. массы или материал для декорировки изделий, оказываясь в центре
внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие своё развитие,
но уже в качестве традиц. произ-ва. Нередко новый вид К. в силу своих технич.
достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художеств,
выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоёмких
материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью,
прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия
из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита.
С прямого подражания резьбе по камню, ганчу или стукко начинала
своё развитие рельефная архит. К. Люстр, придающий особую утончённость
своим металлич. отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и др.
стран Бл. Востока, а также исп.-маврит. К., первоначально служил лишь средством
имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи
имитации в К. одного её вида другим. Кит. фарфор, попав в 9 в. в Самарру
(ныне на терр. Ирака), вызвал открытие фаянса для подражания тонким
фарфоровым сосудам. С подражания кит. фарфору начала своё развитие и белая
майолика с синей росписью, производившаяся в 16-18 вв. в Делфте (т. н.
делфтский фаянс).
сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художеств.
К. мн. стран Европы и Азии. В области архит. К. особенно выделяются многоцветная
со сложными узорами глазуров. облицовка зданий Ср. Азии, Ирана, Азербайджана,
Турции, араб, стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка
и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архит. декора в
10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамич. облицовка зданий Самарканда
и Бухары. Классич. образцами применения люстра стали фаянсовые иран. сосуды
13 в. и исп.-маврит. майолика 14-15 <вв., отличающаяся от иран. К.
большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи
и люстра. Известное влияние оказала исп.-маврит. К. на развитие
в 15-17 вв. итал. майолики, в
к-рой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом
декорировки изделий, а керамич. скульптура получила монумент, характер
в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Роббиа. Итал. майолика
оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др.
городах), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из
каменной массы, и на майолику Франции 16-18
вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с произ-вом
фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр).
В 18 в. фарфор как художеств, материал почти повсеместно оттесняет др.
виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы классицизма
с его культом предельно чётких формы и декора. Наряду с расписной и позолоч.
мелкой пластикой получает развитие скульптура из бисквита. Однако
с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художеств,
возможностям более грубых видов К.- каменной массы и фаянса. Огромную роль
в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся
на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягчённых форм, с лёгкой графич.
росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные
изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом
стали объектом подражания для керамич. заводов Европы до кон. 19 в. Особое
место в истории К. занимает также "революционный фаянс" Франции - сосуды
эпохи Великой франц. революции 1789-94 с агитац. призывами и фигурами,
олицетворяющими единение трудовых сословий, революц. бдительность и т.
д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художеств.
К. (напр., изделия Межигорской фаянсовой ф-ки на Украине). Но общий
упадок декоративно-прикладного иск-ва во 2-й пол. 19 в. сказался и на развитии
художеств. К. Нек-рое оживление художеств, поисков керамистов периода развития
стиля "модерн", с их интересом к рукодельной вещи
из грубых, но искусно обработанных материалов (произв. М. А. Врубеля и
др.), не могло существенно повлиять на общее состояние художеств.
К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы.
Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917.
Начиная с т. н. агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие
явления жизни молодой Сов. республики, и с опытов ряда сов. художников-керамистов
кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожеств. массовой
К. (фарфора, фаянса, майолики) ведутся поиски путей повышения её
эстетич. качества, в к-рые постепенно вовлекаются художники мн. стран.
Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939-. 1945, возобновился с
1950-х гг., когда вопросы рационального и выразительного решения массовых
керамических изделий, рассчитанных на пром. изготовление, стали обращать
на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила междунар.
Академия керамики в Женеве, членом к-рой является и СССР. Наряду с повышением
художеств, уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной
декоративной К., в к-рой всё шире начинают использовать не только грубые
её виды, но и такие материалы, к-рые прежде считались нехудожественными
(напр., шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые
приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (напр., роспись керамич.
глазурями декоративного произв. из бетона с последующим обжигом отдельных
покрытых глазурью участков). Возрождаются традиц. центры нар. К.
(напр., Гжель, Опошня), а её традиции используются в произв. ряда
мастеров декоративной К. Н. В. Бетонов.
(Груз. ССР). "Горный козёл-тур" Декоративный сосуд. Ангоб, цветные глазури.
1964. 2. Е. С. Железняк (Укр. ССР). "Конь". Игрушка-свистулька. Глазурь.
1958. 3. У. Джуракулов (Узб. ССР).
Графин (машрафа). Цветные глазури. 1962. Республиканский
музей культуры узбекского народа. Самарканд. (1, 2 - Музей керамики
и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва.)
сервиз. Глина, лощение. 1967.
игрушка (Тульская область). Глина, роспись. I960. Музей народного искусства.
Москва.
и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по осн. используемому
сырью или фазовому составу спёкшейся К. (табл.). В зависимости от состава
сырья и темп-ры обжига керамич. изделия подразделяют на 2 класса: полностью
спёкшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше
0,5% и пористые, частично спёкшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают
грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (напр.,
строительный и шамотный кирпич), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым
в изломе и равномерно окрашенным черепком (напр., фарфор, фаянс).
Осн. сырьём в керамич. пром-сти
являются глины и каолины вследствие их широкого распространения
и ценных технологич. свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при
произ-ве тонкой керамики являются полевые шпаты (гл. обр. микролин) и кварц.
Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добывают
из пегматитов. Во всё возрастающих кол-вах кварцево-полевошпатовое
сырьё добывается из разнообразных горных пород путём обогащения и очистки
от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные
требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением,
обусловили развитие произ-ва огнеупоров и др. видов технич. К. на
основе чистых окислов, карбидов и др. соединений. Свойства нек-рых
видов технич. К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из
глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамич. изделий и материалов
остаются их получение спеканием при высоких темп-pax, а также использование
в произ-ве родственных технологич. методов, к к-рым относятся: обработка
сырья и приготовление керамич. массы, изготовление (формование),
сушка и обжиг изделий.
массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные
керамич. массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органич. связок
и пластификаторов смесь измельчённых и смешанных в сухом состоянии
исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отощающими
добавками во влажном состоянии (18-26% воды по массе) получают пластич.
формовочные массы, к-рые при дальнейшем увеличении содержания воды и с
добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамич.
массы (суспензии) - литейные шликеры. В произ-ве фарфора, фаянса
и нек-рых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера
частичным обезвоживанием его в фильтрпрессах с последующей гомогенизацией
в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении нек-рых видов
технич. К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в
тонкомолотую смесь исходного сырья термопластич. и поверхностно-активные
вещества (напр., парафин, воск, олеиновую кислоту), к-рые потом удаляются
предварит, низкотемпературным обжигом изделий.
в основном формой изделий. Изделия простой формы - огнеупорный кирпич,
облицовочные плитки - прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах
на механич. и гидравлич. прессах-автоматах. Стеновые стройматериалы - кирпич,
пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализац. и дренажные трубы
и др.- формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием
бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины
отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйств,
фарфор и фаянс формуются преим. из пластичных масс в гипсовых формах на
полуавтоматах и автоматах. Санитарностроительная К. сложной конфигурации
отливается в гипсовых формах из керамич. шликера на механизированных конвеерных
линиях. Радио- и пьезо-К., керметы и др. виды технич. К. в зависимости
от их размеров и формы изготовляются гл. обр. прессованием из порошкообразных
масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах. Заформованные
тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных
или конвеерных сушилках.Обжиг К. является самым важным технологич. процессом,
обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига
обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие'свойства К. За
редким исключением спекание кристаллич. фаз протекает с участием жидких
фаз, образующихся из эвтектич. расплавов. В зависимости от состава керамич.
массы и темп-ры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся
изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40-50% по
массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе
жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллич. фаз (напр., кварца в фарфоре)
сближаются,
а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате
спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механич. прочность
и плотность. Спекание нек-рых видов технич. К. (напр., корундовой, бери
л лиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в
результате объёмной диффузии и пластич. течения, сопровождающихся ростом
кристаллов. Спекание в твёрдых фазах происходит при использовании
весьма чистых материалов и при более выс. темп-pax, чем спекание с участием
жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в произ-ве технич.
К. на основе чистых окислов и тому подобных исходных материалов. В соответствии
с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных типов К.
колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса
и др. видов тонкой К. покрываются перед обжигом глазурью, к-рая при высоких
темп-pax обжига (1000-1400 °С) плавится, образуя стекловидный водои
газонепроницаемый слой. Глазурованием повышают технич. и декоративнохудожеств.
свойства К. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один
приём. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в
глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В нек-рых керамич,
производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется
абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хоз. керамики
украшаются керамич. красками, декалькоманией и золотом.
статьях, а также в статьях Гжельская керамика, Дмитровский фарфоровый
завод, Дулёвский фарфоровый завод, Мейсенский фарфор, Севрский фарфор,
Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.
и табл. II-IV (стр. 96-97).
и А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; А вгустиник А. И., Керамика,
М., 1957; Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3
изд., М., 1962; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962; Черепанов А. М.,
Т р е с в я тский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов,
2 изд., М., 1964; Кинджери У. -Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с
англ., М., 1967; Искусство керамики. Сб. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970;
Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y.Toronto - L., 1960.И. А. Булавин.
керамических изделий
материалы
обжига, °С
частично спёкшихся изделий с водопог лощением до 15%
керамика: стеновые материалы
грубозернистая
песок и др. отощающие материалы
кирпич и пустотелые блоки (камни)
материалы
песок
материалы
и ппроплавкие глины, шамот, кварцевый песок, полевой шпат, тальк, каолин
фасадные плитки и блоки, терракота, плитки метлахские, мозаичные, глазурованные
фаянсовые и др.
технические изделия
полуфарфор
каолин, кварцевый песок
санитарных узлов
и художественнодекоративная керамика
полу фарфор, майолика
каолин, кварцевый песок, полевой шпат
и чайная посуда, художественно-декоративные изделия
керамика
кремнезёмистая , магнезиальная, хромистая, цирконовая и др.
глина, каолин, шамот, кварциты, известь, доломит , магнезит , высокоогнеупорные
окислы и др.
и блоки, применяемые при сооружении печей, топок и др.
стекшихся, плотных, блестящих в изломе изделий с водопог лощением не выше
0,5%
керамика: электротехническая (для токов промышленной и высокой частоты)
корундовая, стеатитовая, кордиеритовая, на основе чистых окислов, электрофарфор
каолин, андалузит, глинозём, полевой шпат, циркон, цирконосиликаты и др.
чехлы для термопар, ваку" умоплотные колбы, термостойкие детали для печей
и др.
кислотоупорный фарфор
глины и каолин, кварц, полевой шпат, шамот, тугоплавкие глины
для хранения кислот и щелочей, аппаратура химических заводов, посуда и
др.
и художественнодекоративная керамика
и мягкий хозяйственный фарфор
глины и каолин, кварц, полевой шпат
и чайная посуда, статуэтки, вазы и др.
изделия
фарфор
каолин, полевой шпат, кварцевый песок
столы, унитазы и др.