КЕРШЕНШТЕЙНЕР

КЕРШЕНШТЕЙНЕР (Kerschensteiner)
Георг (29.7.1854, Мюнхен,-15.1.1932, там же), немецкий педагог, теоретик
бурж. трудовой школы. После окончания Мюнхенского ун-та преподавал в ср.
уч. заведениях в различных городах Баварии. В 1895-1919 был гор. школьным
советником в Мюнхене. В 1921-32 проф. Мюнхенского ун-та. Известен как создатель
реакц. теории гражд. воспитания, сущность к-рой изложена в работах "Профессиональное
воспитание немецкого юношества" (1901), "Понятие гражданского воспитания"
(1909) и сводится к тому, что школа должна обеспечивать "примирение" классовых
противоречий пролетариата и буржуазии. Согласно этой теории, целью нар.
школы, предназначенной для детей трудящихся, должны быть последовательное
приучение уч-ся к прилежанию, выработка у них привычки к безусловному послушанию
и подчинению авторитету. Исходя из того что дети трудящихся покидают нар.
школу в возрасте 13-14 лет, поступают на работу и часто попадают под воздействие
"нездоровых" идей, распространяющихся среди пролетариата, К. предлагал
создать обязательные дополнит, школы для работающих подростков одной профессии.
Особенно большое внимание в этих школах уделялось воспитанию в духе национализма
и шовинизма.


Соч.: Betrachtungen zur Theorie des
Lehrplanes, Munch., 1899; Theorie der Bildung, 3 Aufl., Lpz., 1931; Das
Grundaxiom des Bildungsprozesses und seine Folgerungen fur die Schulorganisation,
8 Aufl., Munch., 1958; в рус. пер.- Избр. соч., М., 1915.


Лит.: Крупская Н. К., Народное
образование и демократия, Пед. соч., т. 1, М., 1957; Пискунов А. И., Теория
и практика трудовой школы в Германии. (До Веймарской республики), М., 1963;
Н оhendorf G., Die Begriffe der staatsburgerlichen Erziehung und der nationalen.
Einheitsschule bei Georg Kerschensteiner, "Padagogik", 1954, H. 5, 7. А.
И. Пискунов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я