КИЕВСКАЯ РУСЬ
Литература К. Р. До наших дней
дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература,
изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая-"Остромирово
Евангелие". Наиболее образованными в К. Р. были монахи. Выдающимися деятелями
культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ
Лука
Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.
Усвоение
церк.-слав. письменности сопровождалось перенесением на Русь при болг.
посредстве осн. памятников раннехрист. и визант. лит-ры: библейские книги,
соч. отцов церкви, жития святых, апокрифы ("Хождение Богородицы по мукам"),
историография ("Хроника" Иоанна Малалы), а также произв. болг. лит-ры ("Шестоднев" Иоанна), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы). В К. Р. переводились
с греч. яз. визант. хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос ("Девгениево
деяние"), "Александрия", "История иудейской войны" Иосифа Флавия,
с др.-еврейского - книга "Есфирь", с сирийского - повесть об Акире Премудром.
Освоение памятников иностр. лит-ры сопровождалось творч. отношением к переводу.
Со 2-й четв. 11 в. развивается оригинальная лит-pa (летописание, жития
святых, проповедь). В "Слове о законе и благодати" митрополит Иларион
с риторич. иск-вом, не уступавшим визант. красноречию, трактовал проблемы
превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди др. народов.
Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями гос. строительства.
Летописцы обращались к поэтич. преданиям языческого фольклора. Нестор пришёл
к осознанию родства вост.слав. племён со всеми славянами. Его "Повесть
временных лет" приобрела значение выдающейся хроники европ. средневековья.
Житийная лит-pa насыщалась актуальной политич. проблематикой, и её героями
стали князья-святые ("Жития Бориса и Глеба"), а затем подвижники
церкви ("Житие Феодосия Печерского", "Киево-Печерский патерик").
В житиях впервые, хотя и в схематической форме, изображались переживания
человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества ("Хождение"
игумена Даниила). В "Поучении" к детям Владимир Мономах создал образ справедливого
правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Литературные традиции
К. Р. и богатейший устный эпос подготовили возникновение "Слова о полку
Игореве".
Архитектура и изобразительное искусство.
Вековой опыт вост.-славянских племён в области деревянного зодчества и
сооружения укреплённых поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные
навыки и традиции художественного творчества были усвоены иск-вом К. Р.
В быстром решении сложных идейнохудожеств. задач, к-рые возникали в ходе
установления феод, отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за
рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Бл.
Востока) с развитием торговых и политических связей. В относительно
краткий период расцвета К. Р. древнерусские мастера освоили новые для них
приёмы кам. зодчества, иск-во мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника
возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго
оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9-нач. 10 вв. в нек-рых
сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княж. владениях - деревянные
замки (Любеч). Из укреплённых посёлков развиваются города-крепости
с жилыми домами внутри и с хоз. постройками, примыкающими к оборонит, валу
(Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской обл.; города
разрушены в 1241).
Планы Софийских соборов: 1 -в Киеве
(1037), 2 -в Новгороде (1045-50), 3 - в Полоцке (1044-66).
Собор Михайловского Златоверхого
монастыря в Киеве (около 1108; не сохранился). Восточный фасад.
На торг, путях у слияния рек или
у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались
новыс. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль - резиденция
князя и убежище для горожан при нападении врагов), с оборонит, земляным
валом, рубленой стеной на нём и со рвом извне, и из посада (порой укреплённого).
Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород),
местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных р-нах мазанками
(Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в одиндва сруба с сенями
(Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких
связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню ("повалушу"),
наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях
с сер. 10 в. имели 2-этажные кам. части, либо башнеобразные (Чернигов),
либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы
пл. более 200 м2 (Киев). Общими для городов К. Р. были
живописность их силуэта, где доминировал кремль с его кра.сочными дворцами
и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с
окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа
местности не только в стратегич., но и в художеств, целях. Со 2-й пол.
9 в. летописи упоминают деревянные христ. храмы (Киев), число и размеры
к-рых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям
в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки
с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба
в Вышгороде близ Киева, 1020-26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный
Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная
церковь (989-996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была
сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы
на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же
технике кладки возводились появившиеся в 11 в. кам. проездные башни в гор.
укреплениях (Золотые ворота в Киеве), кам. крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий,
Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога'- все кон. 11 - нач. 12 вв.) и
величеств, трёхнефные (СпасоПреображенский собор в Чернигове, начат до
1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-50,
и Полоцке, 1044-66) храмы с хорами вдоль трёх стен для князей и их близких.
Универсальный для визант. культового стр-ва тип крестово-купольного храма,
по-своему истолкованный др.-рус. зодчими, купола на высоких световых барабанах,
плоские ниши (возможно, с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде
крестов, меандра и пр. указывают на связи зодчества К. Р. с архитектурой
Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются
и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве),
ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар,
паперти-галереи с трёх сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые
пропорции и напряжённо-медлит. ритм, уравновешенность пространства и массы
делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной
сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких,
затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной
части среднего нефа, ведущего к гл. апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью
и вызывают богатство впечатлений, к-рые порождаются пространств, членениями
и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески
Софийского собора в Киеве (сер. 11 в.) исполнены преим. визант.
мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот,
ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение
порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся
посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд к-рых
устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряжённость и
силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным
характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой
собора. Миниатюра этой эпохи ("Остромирово Евангелие", 1056-57, Публичная
б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и красочные инициалы
рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения.
Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные
по исполнению великокняж: венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия,
к-рыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных
рельефах мотивы слав, и античной мифологии совмещаются с христ.
символами и иконографией, отражая типичное для ср. веков двоеверие, долго
удерживавшееся в нар. среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произв.
киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы
Алимпия, к-рые вплоть до монг.-тат. нашествия служили образцами для иконописцев
всех др.-рус. княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к иск-ву К.
Р., не сохранилось.
"Музыканты и скоморохи". Фреска в
южной башне Софийского собора в Киеве. Середина 11 в.
Золотой колт с перегородчатой эмалью.
11-12 вв. Исторический музей УССР. Киев.
"Архидиакон Стефан". Мозаика из собора
Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Начало 12 в. Софийский музей-зач
поведник. Киев.
Во 2-й пол. 11 в. на смену княж.
строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных
владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница
в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве,
между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трёхнефный шестистолпный
монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без
галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый
объём, массивные стены, разделённые на узкие части плоскими выступами-лопатками,
создают впечатление богатырской мощи и почти аскетич. простоты. В Киеве
соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского
монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). Новгородские храмы нач. 12
в. увенчаны тремя куполами, один из к-рых - над лестничной башней (соборы
Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей),
или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113).
Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с осн.
объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Пётр), придающее особую
цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений
др.-рус. зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечат.
мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (ок. 1108,
собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок гл. обр. в Софийском музее-заповеднике,
Киев), выполненных визант. и др.-рус. художниками, свободней
становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью
движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем
по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской
возрастает роль местных мастеров, к-рые в своих работах всё больше отходят
от канонов визант. иск-ва и в то же время уплощают изображение, усиливают
контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского
монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают слав, черты в типах
лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется
линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых
становятся ближе к фольклорным представлениям.
Художеств, культура К. Р. получила
дальнейшее развитие в период феод, раздробленности в различных др.-рус.
княжествах, обусловленное особенностями их экономич. и политич. жизни.
Возникает ряд местных школ (владимиросуздальская школа, новгородская
школа), сохраняющих генетическую общность с иск-вом К. Р. и некоторое
сходство художеств.-стилистич. эволюции. В местных течениях приднепровских
и зап. княжеств, сев.-вост. и сев.-зап.земель всё сильней дают себя знать
нар.поэтич. представления. Выразит, возможности иск-ва расширяются, но
слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения иск-ва К. Р., явившиеся
вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем
для рус., укр. и белорус, иск-ва критерием художеств, вкуса и образцом,
к к-рому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.
Илл. см. на вклейке, табл. VII, VIII
(стр. 96-97).
Музыка. Разнообразные источники (нар.
песни, былины, летописи, произведения др.-рус. лит-ры, памятники изобразит,
иск-ва) свидетельствуют о высоком развитии в К. Р. музыки. Наряду
с различными видами нар. творчества важную роль играла воен. и торжественно-церемониальная
музыка. В воен. походах участвовали трубачи и исполнители на "бубнах" (ударных
инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей
дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты,
как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников
и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, к-рые они зачастую сами слагали
и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время офиц. приёмов,
празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В нар. быту видное место
занимало иск-во скоморохов, в к-ром были представлены пение и инструм.
музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княж. дворцах. После принятия
и распространения христианства широкое развитие получила церк. музыка.
С
ней связаны самые ранние письменные памятники рус. муз.
иск-ва
- рукописные богослужебные книги с условной идеографич. записью напевов.
Основы др.-рус. церковнопевч. иск-ва были заимствованы из Византии, но
дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоят,
певч.
стиля
- т. н. знаменного распева, наряду с к-рым существовал ещё особый
род т. н. кондакарного пения (см. Кондакарная нотация).
Богатая и разносторонняя культура
К. Р. явилась основой для последующего развития культур русского, украинского
и белорусского народов.
Существование К. Р.- важный период
в истории славянских и др. народов Вост. Европы. К. Р. сыграла огромную
роль в дальнейшей истории вост. славян. Истоки общности и дружбы рус.,
укр. и белорус, народов восходят к периоду К. Р. С этого времени ведёт
своё начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнич.
близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем
Российского государства.
Источн.: Повесть временных лет, ч.
12, М.- Л., 1950; Памятники русского права, в. 1, М., 1952; Памятники права
Киевского государства X-XII вв., М., 1952.
Лит.: Татищев В. Н., История
Российская, т. 1-2, М.- Л., 1962-63; Карамзин Н. М., История государства
российского, т. 1 - 3, СПБ, 1903; С оловьёв С. М., История России с древнейших
времён, кн. 1, М., 1959; Ключевский В. О., Соч., т. 1, М., 1956; Пресняков
А. Е., Княжое право в древней Руси. Очерки по истории X -XII столетий,
СПБ, 1909; Курс истории государства и права СССР, т. 1 - Ю шков С. В.,
Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., 1949;
Очерки истории СССР. IX-XV вв., ч. 1 (IX-XIII вв.), М., 1953; Греков Б.
Д., Киевская Русь, М., 1953; Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд.,
М., 1956; его же, Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв.,
М., 1955; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965;
Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Р ы б а к о в Б.
А., Ремесло Древней Руси, М., 1948; его же, Древняя Русь. Сказания. Былины.
Летописи, [М., 1963]; История культуры Древней Руси, т. 1 - 2, М.- Л.,
1948-51; Б у д о вн и ц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси
(XI -XIV вв.), М., 1960; Художественная проза Киевской Руси XI - XIII вв.,
М., 1957; Лихачёв Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; его
же, Человек в литературе Древней Руси, 2 изд., М., 1970; Свирин А., Древнерусская
миниатюра, М., 1950; История русского искусства, т. 1 - 2, М., 1953-54;
Ромм А. Г., Русские монументальные рельефы, М., 1953; Каргер М. К., Древний
Киев, т. 1-2, М.- Л., 1958-61; Лазарев В. Н., Мозаики Софии Киевской, М.,
1960; его же, Михайловские мозаики, М., 1966; Русское декоративное искусство,
т. 1, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л.- М., 1966; Ф и нд
е и з е н Н. Ф., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Левашёва
О., Келдыш Ю., Кандинский А., История русской музыки, т. 1, М., 1972; Довженок
В. И., Землеробство древньоi Pyci. До середини XIII ст., К., 1961; Шекера
I. М., Мiжнародн i зв'язки Киiвськоi Pyci, К., 1963; 1стор1я украшського
мистецтва, т. 1, К., 1966; А с е е в Ю. С., Архиектура Кшвськоi Pyci, Киiв,
1969. Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев (исторический очерк), А.
Н. Робинсон (литература), П.Н.Максимов (архитектура), Г.И.Вздорнов
(изобразительное
искусство), Ю. В. Келдыш (музыка).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я