)">
Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > КИНО в области кино, видевшей в нём могучее средство политич. воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноиск-вом, потребовали рассмотрения его природы и художеств, возможностей. Основополагающими для сов. киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

Осн. направленность сов. К. в 1920-е гг.- изучение выразит, средств кино, связанных с образно-публицнстич. трактовкой материала действительности в целях революц. воспитания масс. Становление сов. К. происходило в неразрывной связи с творческой практикой сов. киноиск-ва. Большой вклад в сов. К. принадлежит ведущим сов. кинорежиссёрам - Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании сов. К. участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. К. Туркин, политич. деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский первые проф. киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели муз. и театр, иск-ва. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художеств, вымысел, "игровое" кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед сов. К. встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное- обращением киноиск-ва к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революц. преобразование мира. Утверждение в нач. 30-х гг. метода социалистич. реализма определение его осн. особенностей в киноиск-ве способствовали идейному росту сов. К. Внимание К. сосредоточилось на исследовании выразит, форм соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы иск-ва киноактёра (большое значение имели труды В. И. Пудовкина)

КИНО в области кино, видевшей в нём могучее средство политич. воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноиск-вом, потребовали рассмотрения его природы и художеств, возможностей. Основополагающими для сов. киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

Осн. направленность сов. К. в 1920-е гг.- изучение выразит, средств кино, связанных с образно-публицнстич. трактовкой материала действительности в целях революц. воспитания масс. Становление сов. К. происходило в неразрывной связи с творческой практикой сов. киноиск-ва. Большой вклад в сов. К. принадлежит ведущим сов. кинорежиссёрам - Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании сов. К. участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. К. Туркин, политич. деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский первые проф. киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели муз. и театр, иск-ва. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художеств, вымысел, "игровое" кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед сов. К. встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное- обращением киноиск-ва к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революц. преобразование мира. Утверждение в нач. 30-х гг. метода социалистич. реализма определение его осн. особенностей в киноиск-ве способствовали идейному росту сов. К. Внимание К. сосредоточилось на исследовании выразит, форм соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы иск-ва киноактёра (большое значение имели труды В. И. Пудовкина)

КИНО в области кино, видевшей в нём могучее средство политич. воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноиск-вом, потребовали рассмотрения его природы и художеств, возможностей. Основополагающими для сов. киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

Осн. направленность сов. К. в 1920-е гг.- изучение выразит, средств кино, связанных с образно-публицнстич. трактовкой материала действительности в целях революц. воспитания масс. Становление сов. К. происходило в неразрывной связи с творческой практикой сов. киноиск-ва. Большой вклад в сов. К. принадлежит ведущим сов. кинорежиссёрам - Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании сов. К. участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. К. Туркин, политич. деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский первые проф. киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели муз. и театр, иск-ва. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художеств, вымысел, "игровое" кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед сов. К. встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное- обращением киноиск-ва к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революц. преобразование мира. Утверждение в нач. 30-х гг. метода социалистич. реализма определение его осн. особенностей в киноиск-ве способствовали идейному росту сов. К. Внимание К. сосредоточилось на исследовании выразит, форм соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы иск-ва киноактёра (большое значение имели труды В. И. Пудовкина) i>, вопросы кинодраматургии,
теория монтажа звука и изображения (статьи С. М. Эйзенштейна "Вертикальный
монтаж", "Монтаж" и др.). Появились труды по истории сов. и зарубежного
кино (Н. М. Иезуитов, Г. А. Авенариус). В конце 30 - нач. 50-х гг.
наметилось нек-рое сужение тематики киноведч. работ, отказ от постановки
общетеоретич. проблем и др. С сер. 50-х гг. подъём сов. К. проявился в
повышении идейно-теоретич. уровня киноведч. работ, в расширении круга авторов,
в разнообразии тематики, в науч. разработке истории рус. дореволюционного,
сов. и мирового кино. В числе видных историков и теоретиков кинокиноведы
М. Ю. Блейман, И. В. Вайсфельд, С. С. Гинзбург, Е. С. Добин, С. В. Дробашенко,
В. Н. Ждан, А. В. Караганов, Р. Н. Юренев, С. И. Фрейлих, а также кинорежиссёры
С. А. Герасимов, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич и др. Совр.
сов. К. практикует комплексное изучение кино, использующее методику социологии,
психологии, педагогики, а также естественно-математич. наук. Успешно решаются
проблемы взаимосвязи теории, истории и кинокритики. Для совр. этапа развития
К. характерно внимание к общим, идейноэстетич. проблемам кино. Глубокий
интерес киноведов вызывает проблема изображения совр. героя на экране.
В 60- 70-е гг. разработка вопросов К. в СССР сосредоточена во ВГИКе, Госфильмофон
де СССР, Ин-те истории иск-в, Н.-и. кинофотоин-те (Москва), Ин-те
театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Укр. ин-те искусствоведения,
этнографии и фольклора (Киев) и в др. республиканских искусствоведч.
ин-тах.


В зарубежном К. идёт постоянная борьба
двух тенденций, связанных с разным социальным и идеологич. подходом к кинематографу:
с одной стороны, анализируются закономерности киноиск-ва как специфич.
формы обществ, сознания, с другой - теория направлена на утверждение фильма
как стандартного коммерч. зрелища, на разработку оптимальных условий его
создания и массового потребления. Ещё до 1-й мировой войны 1914-18 появились
работы Г. Уэфкера, В. Пановски, Э. Альтенлоб (Германия), Р. Канудо
(Франция), в к-рых исследовались отличия осн. компонентов кинопроизведения
(актёрское иск-во, изобразит, решение) от соответствующих
компонентов театра, социология фильма. В 20-е гг. А. Антуан, Л. Деллюк,
Л. Муссинак (Франция) изучали специфику кино в ряду др. иск-в. Возникали
теории "движущейся живописи", "зрительной музыки". Представители
франц. "Авангарда" выступали против коммерч. стандарта, за эксперимент
в киноиск-ве. Нек-рые "авангардисты" (напр., А. Шокет) пропагандировали
т. н. элитарное кино, т. е. кино для "избранных". В эти годы самостоятельной
областью К. стала кинокритика. Значит, теоретич. работы, рассматривавшие
кинематограф как сложный и целостный объект, возникли в 30-е гг. Работа
нем. учёного Р. Арнхейма "Кино как искусство" достаточно полно характеризовала
"немой" фильм, но в ней автору не удалось правильно оценить возможности
звукового кино. Англ, режиссёр и киновед П. Рота создал (1936) первую книгу
по истории мирового кино. Эмигрировавшие в США после прихода фашистов к
власти (1933) нем. киноведы Р. Арнхейм и 3. Кракауэр исследовали кинематограф,
используя методику психологии и социологии. После 2-й мировой войны 1939-45
итал. кинокритики У. Барбаро, Л. Кьярини, Г. Аристарко, опираясь на опыт
сов. кино, посвятили свои работы изучению законов реализма в кино, утверждению
принципов социально активного киноиск-ва - неореализма. В связи
с бурным ростом кинодокументализма изучалась природа и специфика документ,
фильма (Дж. Грирсон, К. Рейс - Великобритания). Во Франции была
предпринята попытка объединить представителей гуманитарных и естественных
наук в рамках "Ин-та фильмологии" (Париж, 1947-62) для комплексного
изучения кинематографа. Однако из-за отсутствия единой методологич. основы
этот замысел осуществить не удалось. Киновед-марксист Ж. Садуль создал
уникальную по энциклопедичности "Всеобщую историю кино" (не завершена).
Нек-рые киноведы (А. Базен - Франция, 3. Кракауэр - США) обращались
к изучению онтологии кинематографа наряду с исследованием взаимодействия
кино с др. иск-вами. Ряд работ был посвящён идеологич. функциям фильма
в каппталистич. обществе, вопросам кмноэкономики, фильму как объекту массовой
культуры (Дж. Лоусон - США, А. Монтегю - Великобритания, П. Башлен, А.
Мерсийон - Франция, Э. Паталас - ФРГ). Пропаганде рус. и сов. кино
на Западе способствовала исследоват. работа Дж. Лейды (США).


С конца 60-х гг. в зарубежном К.
возникает направление (киносемиотика), к-рое при изучении фильма использует
методику совр. лингвистики (К. Метц - Франция, П. П. Пазолини - Италия).
Исследуются взаимосвязи кино и телевидения. Распространение в массовой
кинопродукции Запада тем насилия, секса, фильмов "ужасов" вызвало к жизни
кинотеории, базирующиеся на фрейдистских концепциях (А. Киру, Л. Дюка -
Франция). Бурж. К. нередко обращается к идеям экзистенциализма.
Спец. теоретич. исследования проводятся в Междунар. католич. киноцентре
(Париж) в связи с широким использованием кинематографа для религ.
пропаганды.


Н.-и. изыскания в области К. ведутся
в Музее совр. иск-ва (Нью-Йорк), в Британской киноакадемии (Лондон),
в Пизанском ун-те, в Нем. ин-те киноведения (Висбаден, ФРГ), в Ин-те
киноведения и в Герм, академии иск-в (Берлин, ГДР), в секторе теории
и истории кино Ин-та иск-ва Польской академии наук (Варшава) и др.


Значителен вклад в К. мн. учёных
социалистич. стран. Б. Балаж (Венгрия; в 1931-45 работал в СССР) исследовал
как внутреннюю структуру фильма, так и его социальные функции. Е. Теплиц
(Польша) создал один из лучших трудов по истории мирового кино. В области
К. работают также Е. Плажевский, В. Михалек, 3. Питера (Польша), И. Немешкюрти
(Венгрия), Н. Милев, Г. Стоянов-Бигор (Болгария), Л. Лингарт, А. Броусил
(Чехословакия). Польские киноведы (К. Жигульский и др.) многое сделали
для изучения зрителя. Социологич. проблемам кино, воздействию фильма на
детскую аудиторию посвящены значит, работы чехосл. учёных. В ГДР ведётся
разработка методики прогнозирования кинематографа (Г. Херлингхауз).


Нац. фильмархивы объединены Междунар.
организацией киноархивов (ФИАФ).


Лит.: Самое важное из всех
искусств. Ленин о кино, М., 1963; Кинематограф. Сб. ст., М., 1919; Поэтика
кино. [Сб. ст.], М.- Л., 1927; Кулешов Л. В., Искусство кино (Мой опыт),
[М.], 1929; Л ебедев Н. А., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Туркин
В. К., Драматургия кино, М., 1938; Вопросы кинодраматургии. [Сб. ст.],
в. 1-5, М., 1954-65; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Вопросы киноискусства.
Сб. ст. и материалов, в. 1 - 14, М., 1956-1972; Очерки истории советского
кино, т. 1 - 3, М., 1956 - 1961; Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга,
М., 1961; Добин Е. С., Поэтика киноискусства, М., 1961; Зоркая Н. М., Советский
историко-революционный фильм, М., 1962; Юткевич С., О киноискусстве, М.,
1962; М а ч ер ет А. В., Художественные течения в советском кино, М., 1963;
Ромм М. И., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения,
т. 1-6, М., 1964-71; Ю р е н е в Р., Советская кинокомедия, М., 1964; Луначарский
о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Лебедев Н.,
Очерк истории кино СССР, М., 1965; Шкловский В. Б., За сорок лет, [М.,
1965]; Довженко А. П., Собр. соч., т. 1-4, М., 1966-69; Вертов Д., Статьи,
дневники, замыслы, [М., 1966]; Кино и зритель. Опыт социологического исследования,
[М., 1968]; История советского кино, т. 1, М., 1969; Пиотровский А. И.,
Театр. Кино. Жизнь, Л.,1969; Герасимов С., Жизнь, фильмы, споры, М., 1971;
Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; Ждан В., Введение в эстетику фильма,
М., 1972; Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М-, 1972.


Деллюк Л., Фотогения кино, пер. [с
франц.], М., 1924; Муссинак Л., Рождение кино, пер. [с франц.], Л., 1926;
Мартен М., Язык кино, [пер. с франц.], М., 1959; А р н х е и м Р., Кино
как искусство, пер. с англ., М., 1960; А р ис т а р к о Г., История теорий
кино, пер. с итал., М., 1966; Plazewski J., Jezyk fi.mu, Warsz., 1961;
Б а з е н А., Что такое кино?, [пер. с франц.], М., 1972; Е Р s t е i n
J., Le sinematographe vu de 1'Etna, P., 1926; Cohen-Seat G., Essai sur
les principes d'une philosophic du cinema, P., 1958; К г acauer S., Theory
of film, N. Y., 1960; Mi try J., Esthetique et psycologie du cinema, [v.]
1-2, P., [1963-65]; Lewicki B. W., Wprowadzenie do wiedzy о fi.mie. Wroclaw
[i.i.], 1964; Wstep do badania dziefa filmowego, Warsz., 1966; Wspolczesae
teorie filmowe, Warsz., 1968; Stephenson R., D e b г i x J. R., The cinema
as art, [Harmondsworth (Midd'x), 1969]; Metz C., Langage et cinema, P.,
1971. См. также лит. при ст. Киноискусство. В. А. Кузнецова, Я. Б. Иоскевич.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я