КИНОСТУДИЯ
(от кино...
и
итал. studio - изучение; комната для занятий), предприятие по производству
кинофильмов, сочетающее художественно-творч. и производственно-технич.
процессы.
Сов. К. является предприятием с завершённым
К. документально-хроникальных фильмов
Наиболее крупные сов. К. находятся
Лит.: Коноплёв Б. Н., Основы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
циклом произ-ва, обеспечивающим весь процесс создания кинокартины от сценария
до
фильмокопии. В зависимости от характера выпускаемых фильмов различают
К.: художеств, фильмов, документальных фильмов, научнопопулярных и учебных
фильмов, мультипликац. кинокартин. Осн. производств, звено на К. - съёмочная
группа. Она объединяет на период постановки фильма, наряду с режиссёром-постановщиком,
актёрами, художниками, операторами, звукооператорами, звукооформителями
и музыкантами, инженерно-технич. работников и рабочих различных специальностей,
гримёров, костюмеров, монтажёров, специалистов по комбинированным киносъёмкам
и мн. др. Сценарный отдел выполняет работу по подготовке сценария,
начиная с заказа его автору до окончат, редакции текста фильма. В течение
подготовит, периода подбираются актёры, делаются эскизы декораций,
костюмов, выполняются др. работы. Цеха
и мастерские К. готовят костюмы, мебель, реквизит и все необходимые приспособления
для съёмок. Во время съёмочного периода (см. Киносъёмка) большой
объём работ выполняют: отдел декоративно-технич. сооружений, цеха съёмочной
техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съёмок, монтажа
и обработки фильмов (обработка киноплёнок и изготовление фильмокопий законченных
произ-вом фильмов). Существенное значение для работы К. имеет планировка
её территории и помещений. Большая часть съёмок художеств, (игровых)
фильмов проводится в съёмочных павильонах (см. Павильон
киносъёмочный), являющихся осн. производств, помещениями К. Они оснащаются
различного рода приспособлениями для механизации трудоёмких работ и спец.
электрооборудованием; стены и потолки покрываются звукопоглощающим материалом.
Оборудование рабочего потолка (система колосниковых переходов, подвесных
электроталей и мостков)
служит для крепления элементов декораций,
подъёма осветит, аппаратуры, подвески фонов, а также для монтажа подвесных
осветительных лесов. Размеры павильонов - от 200 до 5000 м2
при высоте от 6 до 25
м. Мн. съёмки проводятся также на спец. площадках
и в бассейнах при К. и вне К. (натурные съёмки). Для этих съёмок
используется передвижное оборудование. Многочисленные технологич. операции
осуществляются в аппаратных записи и перезаписи звука, монтажных комнатах,
на специализированных установках для комбинированных съёмок. Контрольные
просмотры отснятого материала, в т. ч. во время монтажа фильма, проводятся
в просмотровых залах К.
по структуре и оснащению отличаются от К. художеств, фильмов. Осн. вид
съёмок на таких К. - натурные съёмки. К. научно-популярных и учебных фильмов
сочетают в производств. работе методы, характерные при создании как игровых
художеств, и документальных, так и мультипликац. фильмов. Специфич. особенность
произ-ва научно-популярных, учебных и технич. фильмов-широкое применение
скоростной
киносъёмки, микрокиносъёмки, подводной киносъёмки
и др. На К.
мультипликац. фильмов используются одноплановые и многоплановые
мультипликационные
станки, специализированные съёмочные киноаппараты. К. выпускают также
телевизионные фильмы по заказам студий телевидения.
в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Риге, Одессе. При
большом объёме произ-ва для улучшения художественно-творч.
руководства съемочными группами создаются творч. объединения, к-рые несут
ответственность за выполнение производств, плана и качество фильмов. Художеств,
совет К., состоящий из ведущих творч. работников, обсуждает сценарии, просматривает
отснятый съёмочными группами материал, эскизы декораций и костюмов, прослушивает
написанную композиторами музыку, даёт оценку законченному фильму.
фнльмопроизводства, М., 1969. Б.
Н. Коноплёв, В. Б. Толмачёв