КИНОТЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНИКА
способы
фиксации и передачи изображений, для осуществления которых применяют сочетание
технических средств кино и телевидения. К. т. связывает между собой кинотехнику,
телевидение, видеозапись и является базой не только для производства
телевиз. кинофильмов, но и для всё большего числа новейших технологич.
процессов кинематографии. В области К. т. сложилось 5 осн. направлений:
прямая киносъёмка телевиз. фильмов; киносъёмка с телевиз. видеоконтролем
и контрольной видеозаписью; кинозапись телевиз. изображений с экрана кинескопа
и непосредственно его электронным лучом; телевиз. видеоконтроль при монтаже
и печати кинофильмов; передача по телевиз. тракту фильмов, снятых или напечатанных
на киноплёнке, - телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи
электронным лучом в 1969-70 образовалось 6-е направление: показ спец. узкоплёночных
фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством своего рода "телекинопроигрывателеи"
(см. Кассетное кино). Кроме того, ведутся разработки способов кинотелевиз.
комбинированных
киносъёмок, перезаписи на киноплёнку магнитных видеограмм, изготовления
контратипов кинофильмов путём перезаписи изображений электронным лучом
(см. Контратипирование).
Прямая киносъёмка телевизионных фильмов
является наиболее распространённым методом телевиз. фильмопроизводства.
В странах с развитым телевидением выпуск телевиз. фильмов, снимаемых этим
методом, в неск. раз превышает объём производства обычных кинофильмов.
Меньшая деталировка и контрастность изображения при телевиз. показе определили
технологию киносъёмки телевиз. фильмов, во многом отличающуюся от технологии
кинопроизводства. Главные её особенности заключаются в широком применении
16-мм киноплёнки, в повышенной производительности путём съёмки более
длинных эпизодов, чем в кино, с преимуществ, использованием крупных планов
изображения. При съёмке художеств, телевиз. фильмов достигается существенное
снижение производств, затрат за счёт широкого использования многосерийных
постановок, более простого, чем в кино, декоративного оформления, удлинения
монтажных эпизодов. Наибольшее повышение производительности получено облегчением
условий работы актёров путём съёмки художеств, телевиз. фильмов в сюжетной
последовательности, использования 2-3 телевиз. передающих камер одновременно,
аналогично использованию их в прямых телевизионных передачах.
Киносъёмка G видеоконтролем имеет
целью дальнейшее облегчение условий съёмки и повышение её производительности.
Для этих целей применяется ряд различающихся по конструкции комплектов
комбинированного кинотелевиз. оборудования. Комплект состоит из одной,
двух и более кинокамер. К каждой из них пристроена малогабаритная телевиз.
передающая камера. Изображение в кинокамере и телевиз. камере образуется
общим объективом. Телевиз. изображение непрерывно передаётся на режиссёрский
пульт, а киноизображение снимается только по командам режиссёра. Наибольшее
распространение такие комплекты получили при многокамерной съёмке телевиз.
фильмов, но в одно-, двухкамерных вариантах начинают применяться и в производстве
кинофильмов. При многокамерной съёмке телевиз. фильмов (рис. 1) контрольные
телевиз. изображения от комбинированных камер 1, 2 и 3
передаются
на пульт 4 и воспроизводятся, отдельно для каждой из камер, на видеоконтрольных
устройствах (мониторах)/, // и ///. Снимаемый эпизод, таким образом,
всё время виден на пульте в трёх различных ракурсах или планах изображения.
Включение камер на съёмку производится по выбору режиссёра непосредственно
с пульта. Контрольное телевиз. изображение от снимающей в данный
момент камеры дополнительно воспроизводится на выходном мониторе /V и может
быть записано на контрольном видеомагнитофоне
5. В результате длинные
эпизоды могут быть сыграны и снятыбез перерывов на переходы между монтажными
планами, причём съёмка эпизода не только всё время контролируетсяна пульте,
но и может быть повторно проверена и обсуждена по контрольной видеограмме.
Применение видеоконтроля заметно повышает производительность киносъёмок.
Кинозапись телевизионных изображений
непосредственно электронным лучом без преобразования его в свет также обеспечивает
очень высокую производительность, т. к. электронная съёмка записываемых
изображений проводится, как правило, несколькими телевиз. камерами, с непрерывным
видеоконтролем. В созданных для этого в кон. 60-х гг. установках киноплёнка
движется в вакуумированной камере на месте экрана кинескопа, так
что электронный луч кинескопа образует на ней скрытое фотография, изображение,
к-рое затем проявляется и копируется обычным способом. Детальность записанных
этим способом чёрно-белых фильмов составляет неск. сот штрихов на мм.
Это позволяет такому способу в ряде случаев успешно конкурировать с др.
методами видеозаписи, а иногда и с прямой киносъёмкой телевиз. фильмов.
Весьма высока также резкость записываемого изображения, что даёт возможность
данным способом изготавливать высококачеств. дубль-негативы телевиз. и
обычных кинофильмов, перезаписывать на киноплёнку цветоделённые изображения
с магнитных видеограмм, записывать выходные буквенно-цифровые данные с
электронных вычислит, машин и т. п.
Видеоконтроль при монтаже и печати
кинофильмов был применён впервые в нач. 60-х гг. и получил распространение
не только в производстве телевиз. фильмов, но и в кинематографии. Монтируемые
или печатаемые фильмы воспроизводятся на телевиз. экране замкнутого телевиз.
тракта с любой необходимой коррекцией столько раз, сколько требуется для
решения данной технологич. задачи. При монтаже тем самым создаётся возможность
подбирать композицию, не разрезая и не склеивая киноплёнки, пока не будет
найдено наиболее выразительное решение. В этом случае каждый очередной
вариант монтажа записывается на служебной дорожке магнитной ленты и при
очередном сквозном просмотре воспроизводится на выходном мониторе (видеоконтрольном
устройстве) видеозвукомонтажного стола. При печати кинофильмов видеоконтроль
позволяет подбирать оптим. цветовые и градационные решения для каждого
монтажного куска фильма ("старта") без необходимости печатать и
проявлять контрольные пробы. Предназначенные для этого электронные цветоанализаторы
(рис. 2) состоят из электроннолучевой трубки 1 с бегущим
лучом, просвечивающим через объектив 2 цветной негатив 3, и
системы дихроичных зеркал 4 с фотоэлектронными умножителями 5,
создающими три цветоделённых видеосигнала: красный, зелёный и голубой.
Сигналы усиливаются видеоусилителями 6 и могут корректироваться
посредством регуляторов и матричных преобразователей 7 в соответствии
с принятыми условиями фотообработки и печати данного фильма. В результате
на выходном мониторе 8 образуется цветное изображение, в точности
соответствующее (в зависимости от настройки) либо получаемому при
данных условиях цветному позитивному изображению на киноплёнке, либо его
изображению на экране типового телевизора, принимаемому за эталон.
Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры
для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: /,
2,
3 - комбинированные кинокамеры; 4 - режиссёрский пульт; 5 -
контрольный видеомагнитофон.
Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора,
применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов:
1 - электроннолучевая трубка; 2 - объектив; 3 - цветной негатив;
4
- система дихроичных зеркал; 5 - фотоэлектронные умножители; 6
-
видеоусилители; 7 - регуляторы и матричные преобразователи сигналов;
8
-- выходной монитор.
Телекинопроекция фильмов возникла
вместе с радиовещательным телевидением и является наиболее старым направлением
работ в области К. т. За 30 лет развития её методы и средства неоднократно
менялись. Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на
3 осн. части: проекционную, передающую и оптич. коммутатор для безостановочного
перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и безостановочного
переключения с рабочей передающей части (телевиз. камеры) на резервную.
В СССР и во мн. др. странах с развивающимся цветным телевидением наиболее
распространены телекиноустановки, использующие при чёрно-белой и цветной
проекции телевизионные камеры с передающими телевиз. трубками типа видикон
или
плюмбикон. Проекц. часть таких установок состоит, как правило, из
двух-трёх кинопроекторов для 35-мм киноплёнки, одного-двух кинопроекторов
для 16-мм киноплёнки, использующих в качестве источников света ксеноновые
лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы располагаются
вокруг оптич. коммутатора таким образом, чтобы простым поворотом зеркал
и призм коммутатора было возможно подавать изображение с любого кинопроектора
на любую телевиз. камеру установки. Проекция производится с частотой смены
кадров, принятой по телевиз. стандарту данной страны (в СССР - 25 кадр/сек),
и
на большинстве телевиз. центров ею управляют дистанционно с центрального
пульта. В нек-рых странах (напр., в Великобритании, Франции, ФРГ) продолжают
применять и более сложные телекиноустановки, работающие по принципу бегущего
луча (см. Камера с бегущим лучом). В них источником света служит
электроннолучевая трубка, а передающей частью - фотоэлектронные умножители,
кинофильм движется или непрерывно (с оптич. и электронным выравниванием),
или прерывисто, но с весьма быстрым продёргиванием киноплёнки (кадр за
1,3 мсек) спец. пневматическим устройством.
Лит.: Бургов В. А., Основы
кинотелевизионной техники, М., 1964; его же, Развитие кинотелевизионной
техники в СССР, "Техника кино и телевидения", 1967, N° 9 (библ.); Толмачёв
В. Б., Технология съёмки телевизионных фильмов, М., 1965 (библ.); его же,
Производство телефильмов, М., 1971; Ross R. J., Televisionfilm engineering,
N. Y., 1966. В.
Б. Толмачёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я