КИПРЕНСКИЙ
Орест Адамович
[15 (24) 3 1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская
обл.,-17 10 1836, Рим], русский живописец, и график, представитель романтизма.
Внебрачный
сын крепостной, К. в 1/8" получил вольную и был определен в Ьоспитат. уч-ще
при петерб. АХ, в к-рои до 1803 учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена
и до 1809 состоял пенсионером (стипендиатом); с 1812 академик. В
1805 К. присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом
поле" (Рус. музей, Ленинград). Но своё призвание К. нашел в портрете,
к-рый стал для него средством утверждения в иск-ве нового, отвечавшего
романтич устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую
личность. Среди ранних работ К., разнообразных по творческим исканиям,
выделяются портрет его отчима А. К. Швальбе (1804, Рус. музеи)
и
"Автопортрет с кистями за ухом" (ок 1808-09, Третьяковская гал.), в к-рых
образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами,
навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров.
В 1809-11 К. жил в Москве и Твери
(ныне Калинин). В портретах А. А. Челищева (ок. 1809 или 1810-11,
Третьяковская гал.), Е. В. Давыдова (1809, Рус. музей), выделяя
лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета,
К. достигает романтич. приподнятости образа, особой эмоциональной насыщенности
в раскрытии психологич. состояния модели. Присущие человеку индивидуальные
характер и строй чувств подчёркнуты К. и в парных портретах четы Ростопчиных
(1вии, Третьяковская гал.), в которых созерцательному настроению
Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое,
чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки К.
этих лег ("Слепой музыкант", итал. карандаш, 1809, Рус. музей).
Живя с 1812 в Петербурге, К. создает
пяд графич. портретов, в к-рых участники воен. событий и духовно близкие
художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е.И.Чаплица,
итал. карандаш, 1813; ), то в тщательно отделанном рисунке подцвеченном
нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итал. карандаш, пастель,
1813, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в г. Пушкин). Эти портреты
фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с
тем
многие из них проникнуты духом героич. самоотверженности. Поездка в Италию
(1816-22) пробуждает у К. тяготение к чёткости, определённости формы,
к обобщённости характеристик (портрет А. М. Голицына, ок. 1823, Третьяковская
гал.); здесь же он делает попытки создать ист. картину. Душевный
кризис К. после разгрома восстания декабристов 1825 изменяет строй его
живописи. Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма.
В 1827 он создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Третьяковская гал.),
в к-ром воплотились высокие представления К. о творческой личности. Однако
в произведениях К. всё больше проявляются сухость формы либо внеш. красивость.
К. стремился включиться в общий для рус. иск-ва тех лет процесс становления
реализма, аналитич. характер к-рого остался чужд творческому методу художника.
В Италии (куда он вновь уехал в 1828)
К. делает попытки раскрыть
более разносторонне психологич. состояние людей через их взаимное общение
(групповой портрет "Читатели газет в Неаполе", 1831, Третьяковская гал.),
но нередко приходит к внеш. описательности и умозрительности решений (портрет
М. А. Потоцкой и С. А. Шуваловой с эфиопкой, ок. 1835, Киевский музей рус.
иск-ва).
О. А. К и п р е н с к и и. "Автопортрет
с кистями за ухом". Около 1808-09. Третьяковская галерея. Москва.
Илл. см. на вклейке к стр. 152.
Лит.: Ацаркина Э. Н., Орест
Кипренский, М., 1948; Алексеева Т. В., О. А. Кипренский, в кн.: История
русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963; [Сурис Б.], Кипренский-портретист,
Л., 1967 Поспело в Г. Г., Русский портретный рисунок начала XIX века, М.,
1968. В.С.Турчип.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я