КИРЕЕВСКИЙ

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
[22. 3(3.4). 1806, Москва,--11(23).6. 1856, Петербург], русский философ-идеалист,
литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник
славянофильства.
Происходил
из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского.
С 1822 слушал
лекции в Моск. ун-те. Входил в кружок "любомудров",
испытал влияние
нем. идеалистич. философии. В лит-ре обратил на себя внимание ст. "Нечто
о характере поэзии Пушкина" (1828). В "Обозрении русской словесности за
1829 год" охарактеризовал этапы развития рус. лит-ры нач. 19 в. и выделил
реалистич. тенденции последнего, "пушкинского" периода. В 1830 К. был в
Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга,
К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала "Европеец", привлёк к
нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был
запрещён на втором номере, в частности за статью К. "Девятнадцатый век",
в к-рой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил
себя почти исключительно теоретич. занятиям; участвовал с нач. 1840-х гг.
в разработке учения славянофилов. В 1845 нек-рое время редактировал журн.
"Москвитянин" (№ 1-3). Осн. опубликованные соч."О характере просвещения
Европы и о его отношении к просвещению в России" (1852), "О необходимости
и возможности новых начал для философии" (1856). Рассматривая философию
Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич.
схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и вост.-христ.
"умозрения" (вост.
патристики), из к-рых, по К., и должна исходить
самобытная рус. философия. Предпосылка её - духовно-нравств. цельность
личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача - "мысленное
развитие"...
"отношения веры к современной образованности" (см.
Поли. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от
религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных
и моральных сил К. видит источник кризиса "европ. просвещения" и господства
отвлечённого мышления в идеалистич. философии. Усвоение Россией достижений
"европейской образованности", этого "зрелого плода всечеловеческого развития",
должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе православного
учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом,
утверждает К., и состоит то"новое начало", которое Россия призвана внести
во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере др.-рус.
обществ, жизни и быта. Консервативно-утопич. идеал универсальной православно-христ.
культуры, овладевающей "...всем умственным развитием современного мира..."
(там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич.
условий России сер. 19 в. К.
оказал влияние на развитие русской идеалистической философии кон. 19- нач.
20 вв.


С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1 -
2, М., 1911.


Лит.: ЛясковскийВ., Братья
Киреевские, СПБ, 1899; Л ушников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918;
Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика,
М., 1969; Г ал а к т и о н о в А. А., Н и к а н д р о в П.Ф., Русская философия
11 -19 веков. Л., 1970, с. 237-43; М и 1 1 е г Е., Russischer Intellekt
in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806 - 1856), Koln - Graz, 1966
(библ.); Goerdt W., Vergottlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie
von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite.
Ivan
Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass.), 1972.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я