Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД; с 1953Харбинская ж. д.), ж.-д. магистраль в Сев.-Вост.
Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ и от Харбина до
Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян - Бэньси, Суцзятунь - Фушунь,
Дашицяо - Инкоу, Цзиньчжоу - Чэньцзытун, Чжоушуйцзы - Люйшунь (Порт-Артур).
КЧЖД под назв. Китайско-Восточной ж. д. (КВЖД) была построена Россией
в 1897-1903 по рус.-кит. договору 1896. По окончании русско-японской
войны 1904-05
юж. направление КВЖД от Куанчэнцзы (Чанчуня) до
Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 отошло к
Японии и было названо ЮжноМаньчжурской ж. д. (ЮМЖД). В 1918 Япония
ввела свои войска в р-н КВЖД и в 1920 пыталась завладеть ею. На Вашингтонской
конференции 1921-22
происходила острая борьба держав за обладание КВЖД.
По сов.-кит. соглашению 31 мая 1924 КВЖД была признана чисто коммерч.
предприятием,
совместно управляемым СССР и Китаем. В 1929 китайские милитаристы совершили
нападение на КВЖД и границы СССР, но были отбиты частями Красной Армии.
После оккупации в 1931 Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии)
Японией КВЖД
была превращена япон. империалистами в р-н антисов. провокаций. В 1935
СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140
млн. иен). После освобождения Красной Армией Сев.-Вост. Китая и
поражения Японии во 2-й мировой войне ЮМЖД и КВЖД по сов.-кит. соглашению
от 14 авг. 1945 поступили в совм. управление СССР и Китая, получив общее
назв.- КЧЖД. Сов. Союз принял участие в восстановлении х-ва КЧЖД. После
образования КНР в соответствии с новым сов.-кит. соглашением о КЧЖД от
14 февр. 1950 Сов. пр-во безвозмездно передало пр-ву КНР все свои права
по совм. управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача
оформлена протоколом от 31 дек. 1952). л. М. Малухин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я