КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ отрасль
пром-сти, занимающаяся добычей и переработкой китов, а также произ-вом
продукции из китового сырья. В 9-10 вв. прибрежный промысел вели жители
Кольского и Пиренейского п-овов. Наиболее интенсивной была охота на гладких
китов в Бискайском зал. К кон. 15 в. количество китов в этом р-не резко
сократилось. Постепенно поиск стали вести всё дальше от берега, что способствовало
возникновению судового промысла гладких китов в нач. 16 в. Охотились на
парусных судах, оснащённых неск. шлюпками-вельботами. Кита забрасывали
ручными гарпунами, а затем добивали пиками и разделывали на плаву.


В 16 в. за гладкими китами начали
охотиться у вост. берегов Сев. Америки. В 17-19 вв. шёл интенсивный промысел
гренландских гладких китов в р-не Шпицбергена и о. Ян-Майен, а в 18 в.
начался промысел этих китов в море Баффина и в проливе Дейвиса. В 13-19
вв. проводилась активная охота на австрал. гладких китов в тёплой и приантарктич.
зонах Юж. полушария.


Судовой промысел кашалотов начался
на Ю. сев. Атлантики в нач. 18 в. Он успешно продолжался до сер. 19 в.
в тёплой и умеренной зонах Атлантического, Индийского и Тихого ок. и был
прекращён в связи с резким снижением количества китов. Последние парусные
суда находились на промысле в сев. Атлантике в 1925. Промысел кашалотов
продолжается с вельботов ручными гарпунами лишь в р-не Азорских о-вов и
о. Мадейры (Португалия).


К сер. 19 в. почти все р-ны промысла
гладких китов были опустошены, оставались незатронутыми запасы китов-полосатиков.
Эти киты, в отличие от гладких китов и кашалотов, тонули после убоя, что
делало невозможным их обработку на плаву. В 1863 Свенд Фойн (Норвегия)
изобрёл
гарпунную пушку и предложил туши китов накачивать воздухом, что
позволяло буксировать их к береговым перерабатывающим станциям. Первое
китобойное судно с паровой машиной, гарпунной пушкой и компрессором вышло
на промысел в 1868 и добыло 30 китов у берегов Норвегии. Этим было положено
начало совр. береговому К. п.


К кон. 19 в. полосатики во мн. р-нах
сев. Атлантики были почти уничтожены. Норвежские промышленники в 90-х гг.
19 в. организовали экспедиции в воды Антарктики, где были отмечены многочисл.
стада китов. В сезон 1904-05 на о. Юж. Георгия (Антарктика) была
открыта первая береговая китобойная станция, а в следующем сезоне (1905-06)
из
сев. Атлантики в этот р-н пришла китобаза "Адмирален" (Норвегия)
с
2 судами для ведения промысла в открытом море (пелагич. промысла).
Затем возникли многочисл. береговые станции на ряде антарктич. о-вов, на
юге Африки и юге Америки.


В сезон 1925-26 в море Росса впервые
работала норвежская китобаза "Лансинг" со слипом - наклонной плоскостью
для подъёма добытых китов на палубу. Это новшество, предложенное норв.
капитаном П. Сёрле, положило начало совр. пелагич. промыслу китов. Оно
позволило охватить промыслом всю акваторию Антарктики, а добытых китов
разделывать и перерабатывать на борту судна практически в любую погоду.
К сер. 30-х гг. почти все китобазы были оборудованы слипами. Развитие пелагического
промысла резко снизило значение берегового К. п. в Антарктике и в сезон
1965-66 он полностью прекратился.


Основу совр. прибрежного К. п. составляют
береговая станция (реже китобаза) для разделки китов с комплексом
оборудования по произ-ву и хранению продукции. При ведении охоты суда удаляются
от станции на расстояние до 100 миль. Пелагич. промысел, как правило,
проходит в открытом океане и ведётся флотилиями, состоящими из крупного
суднакитобазы и китобойных судов. Китобаза - многопалубное океанич. судно
(типа танкера) водоизмещением до 45 тыс. т, рассчитанное
на длит, автономное плавание. Китобаза (рис. 1) предназначена для
разделки и переработки китов и произ-ва из них продукции. Китобойные суда
(с автономностью плавания не более 1 месяца) получают с китобазы
продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения
К. п. Мощные силовые установки обеспечивают китобазам скорость 15 м.
миль/ч
и более. Основные данные о китобойных базах приведены в табл. на стр.
248.


Китобойные суда (рис. 2) длиной
до 65 м, шир. до 9,5 м и водоизмещением до 916 т располагают
двитат. установкой (паровой или дизельной) мощностью до 3870 кет
(5260
л. с.) и обладают скоростью хода до 18-20 м.
миль/у
и хорошей манёвренностью. Они вооружены гарпунной пушкой и имеют амортизац.
систему для предотвращения разрыва линя (и каната)
во время рывков
кита, лебедку для подтягивания его к борту, компрессор для накачивания
воздуха в тушу, а также навигационные и поисковые приборы.


Рис. 1. Китобаза "Советская Россия";
а
- общий вид; 6 - разрез; 1 -полубак; 2 - носовая надстройка;
3 - поворотный кран; 4 - фальшборт; 5 - жировой завод; 6
- средняя надстройка с грузовыми стрелами и лебёдками; 7 - кормовая надстройка;
8
-
ангар вертолёта (размещается между трубами машинного отделения);
9
- слип; 10 - твиндек-склады муки; 11 - танки для жира
и жидкого топлива; 12 - доночное насосное отделение; 13 - морозильное
отделение; 14 - рефрижераторные трюмы; 15 -
компрессорное
отделение.


Рис. 2. Советское китобойное судно.


Рис. 3. Комбинированное китобойное
судно-китобаза (Норвегия).


Основные данные о китобойных базах,
действовавших в 1973


































































































































































































































































































Страна


Наименование
китобаз


Год постройки


Водоизмещение,
т


Экипаж,
чел.


Главные
размерения, м


Скорость
хода, макс. м. миль/ч2


Мощность
машин, л. с-3


наибольшая
длина


ширина


высота


осадка


СССР


"Советская
Украина" и "Советская Россия"


1959, 1961


44900


522


217,8


25,8


19,0


10,8


16,0


15000


СССР


"Юрий Долгорукий"


1960


39980


527


207,4


24,0


19,4


12,1


17,4


24920


СССР


"Владивосток"
и "Дальний Восток"


1963


26500


374


182,0


23,8


17,0


8,9


14,0


6250


Япония


"Кёкиё-Мару"
№ 3


1969


23087


500


184,2


23,5


17,4


10,6


14,0


6920


Япония


"Ниссин-Мару"
№ 3


1967


23107


440


182,3


23,8


17,7


10,7


13,2


6750


Япония


"Тонан-Мару"
№ 2


1971


13098


300


170,2


21,5


17,1


10,0


15,3


11600


Япония


"Чио-Мару"


1968


9026


400


142,7


18,9


12,1


8,2


16,5


5600


1 Или модернизации. 2
1 м. миля/ч=1,852 км/ч. 3 1 л. с.=0,735
кет


В кон. 60-х гг. появились комбинированные
суда (рис. 3) для добычи и обработки китов (напр., типа "Педер Хюзе",
Норвегия). Поиск китов производится визуально (с использованием
оптич. приборов) и гидролокатором, к-рый повышает эффективность
охоты вдвое. По фонтану - в хорошую погоду он виден за 4-5 м. миль
- возможно определить вид кита. Охота слагается из ряда операций: сближение
с китом на дистанцию выстрела, выстрел, подтягивание кита к китобойцу (если
кит только ранен, делается 1-2 добойных выстрела), накачивание туши
воздухом и взятие его под борт для буксировки к китобазе. Если кита предполагается
оставить в море, то к нему прикрепляют флаг (ставят "на флаг"),
радиобуй, что облегчает его последующий поиск. Сырьё перерабатывается на
высокопроизводит. технологич. линиях различного назначения: для получения
жира под давлением или под вакуумом (более прогрессивный способ), приготовления
мясной и кормовой муки; упаренного бульона. Жир беззубых китов применяется
в пищ., кож., мыловаренной и др. отраслях пром-сти, кашалотовый жир - в
текст., химич. пром-сти, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерной и косметич.
пром-сти. Мороженое мясо китов используется в пищу. Из него изготовляют
колбасы, консервы, белковые концентраты и т. д. Из печени и эндокринных
желез вырабатывают витамины, леч. препараты, их используют также в пищевой
и кож. пром-сти. Мука кормовая и упаренные бульоны добавляются в корм животных
и птиц. С одного условного синего кита (или голубого кита) можно
получить продукции на 22 тыс. руб., причём за жир - только 25% (условный
синий кит - УС К по выходу жира = 1 синему киту = 2 финвалам = 2,5 горбатым
китам = 6 сейвалам = 6 китам Брайда).


Существует также промысел мелких
китов. Впервые промысел малых полосатиков был организован в кон. 30-х гг.
у берегов Норвегии (в дальнейшем он охватил почти всю сев. часть Атлантики
и Арктики). В 1971 резко увеличилась добыча малых полосатиков у
берегов Бразилии (900 китов) и ЮАР (св. 200 китов). Япония
впервые организовала промысел малых полосатиков в водах Антарктики. В различных
р-нах Мирового ок. также добывают мелких зубатых китов-бутылконосов, гринд
и др., их промыслом занимаются гл. обр. Норвегия, Япония, Бразилия, Дания,
Канада.


Первая сов. китобойная флотилия "Алеут"
в составе китобазы и трёх китобойцев добыла первых китов 25 окт. 1932 в
р-не Ревилья-Хихедо (Тихий ок.) и затем с 1933 по 1968 вела промысел
в сев. части Тихого ок. В 1948-64 на Курильских о-вах действовало до 5
береговых станций с 22 китобойцами. С 1963 в этом р-не ведут промысел
среднетоннажные (до 26,5 тыс. т) китобазы "Владивосток" и "Дальний
Восток". Они также используются на промысле рыбы. С 1966 по 1969 здесь
действовала флотилия "Слава", в отдельные сезоны "Советская Россия".


28 янв. 1947 сов. флотилия "Слава"
добыла первого кита, положив начало сов. К. п. в Антарктике. В 1959
в строй действующих вошли "Советская Украина", в 1961 - "Советская Россия",
имеющие самые крупные в мире плавучие базы отечеств, постройки, оснащённые
для переработки 70-75 китов в сутки. С 1960 ведёт промысел флотилия "Юрий
Долгорукий" (китобаза переоборудована из пасс, судна). Последние
3 флотилии продолжают вести К. п. в водах Антарктики; за период 1946-72
сов. китобои добыли св. 124,5 тыс. крупных беззубых (усатых) китов
и кашалотов.


До сер. 60-х гг. Антарктика (воды
южнее 40° ю. ш.) оставалась ведущим р-ном промысла китов и в отдельные
сезоны на неё приходилось до 93% всех добытых китов. Объём промысла в сев.
части Тихого ок. обычно составлял 10-15%, но в кон. 60-х гг. он стал возрастать
и достиг 50%. Доля сев. части Атлантики и Арктики редко превышала 10-13%
, а последние 20 лет держится на уровне 3%. До 60-х гг. ведущее место в
мировом К. п. занимали Норвегия (до 6077%) и Великобритания (до
45-48%). В сер. 50-х - нач. 60-х гг. ведущее место в К. п. стали
занимать Япония и СССР. В 70-е гг. на их долю приходилось соответственно
до 41 и 43% всех добытых китов.


Междунар. китобойная комиссия (основана
в соответствии с Междунар. конвенцией по К. п. в 1949) ежегодно
проводит сессии, на к-рых рассматриваются итоги К. п., устанавливаются
квоты выбоя китов, уточняются действующие меры регулирования и т. д. Впервые
квота выбоя беззубых китов в Антарктике была установлена в 1947-48 и до
1962-63 включительно варьировала от 14 500 до 16 000 УСК, после чего стала
снижаться и в 1971-72 составила только 2300 УСК. С 1971 в сев. части Тихого
ок. и с 1972-73 в Антарктике введена видовая квота выбоя китов.


Промысел регулируется правилами,
к-рые в каждой стране (члене междунар. китобойной комиссии) составлены
с учётом положений комиссии. В них оговорены р-ны и сроки промысла,
миним. размеры разрешённых к промыслу китов, запрещённые киты и т. д. С
1972 осуществляется международное наблюдение за К. п.


Лит.: Зенкович Б. А., Киты
и китобойный промысел, М., 1952; Головлев И. Ф., Техника китобойного промысла,
2 изд., [Калининград], 1960; Бодров В. А., Григорьев С. Г., Переработка
китового сырья на китобазах, М., 1963; Ивашин М. В., Попов Л. А., Цапко
А. С., Морские млекопитающие. (Справочник), М., 1972. М. В. Ивашин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я