КЛАДБИЩЕ

КЛАДБИЩЕ территория, специально
отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания
определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными народами,
религиями, сектами, социальными группами и др., а также адм. и санитарными
нормами, устанавливаемыми органами власти.


Группы захоронений, относящихся к
времени первобытнообщинного и раннефеодального обществ, принято называть
могильниками.
К.
антич. мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно наз.
некрополями. В России сел. К. наз. погостами.
Места захоронений
выдающихся людей иногда наз. пантеонами. В ряде случаев установленные
на К. гробницы и надгробия имеют художеств., а надписи на них (эпитафии)
историч.
ценность.


В России К. создавались при монастырях,
гор. и сел. церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви.
Так, в Москве в кон. 17 в. было более 300 мест погребения. Для иностранцев
существовало особое "немецкое" К. Усыпальницей моек, князей и рус. царей
служил Архангельский собор Моск. Кремля, рус. императоров - Петропавловский
собор в Петербурге, высших иерархов рус. православной церкви - Успенский
собор Моск. Кремля. В окт. 1723 император Пётр I издал указ, запрещавший
захоронение внутри города всех лиц, кроме "знатных персон". Но указ этот
почти не выполнялся. В 1758 открылось первое в Москве городское К.- Лазаревское.
В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить
умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих - в отдалённых
от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 1 нояб. 1771 Сенат
запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать К.
за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению в Москве новых К.Преображенского
и Рогожского, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих)
религ.
общин. В нач. 70-х гг. 18 в. в Москве были основаны гор. К.- Ваганьковское,
Даниловское, Калитниковское и др. Традиционными местами погребения моек,
аристократии стали К. при монастырях - Андрониковом, Даниловском, Донском,
Новодевичьем. Постепенно К. в городах приобретают архитектурно-планировочную
организацию.


В 18-19 вв. появляются К. военные,
морские, тюремные (за стенами Шлиссельбургской крепости, т. н. раскольничье
К. за стенами Соловецкого монастыря), инфекционные и др. В 19- нач.
20 вв. в России в связи с ростом населения и терр. городов увеличивалось
число К. Многие К., образованные в кон. 18- нач. 19 вв. за городом, оказались
в черте города. Нек-рые старые К. закрывались или переносились на др. места.
Связь гос-ва с церковью, существование офиц. господств, религии - православия-определяли
существование К. по религиозно-нац. признаку ("армянские", "еврейские",
"иноверческие", "лютеранские", "мусульманские", "римско-католические",
"татарские" и т. д.).


Ещё в дореволюц. время в крупнейших
городах России ряд К. превращается в своеобразные нац.-историч. памятники.
В создании надгробий и памятников на К. участвовали виднейшие скульпторы
- Ж. А. Гудон, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. П. Трубецкой
н др.; в сов. время - С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, Г. А. Йокубонис
и др.


После Окт. революции 1917 декреты
Сов. власти об отделении церкви от гос-ва, о свободе вероисповеданий превратили
К. из религ. учреждения в гражданское, светское. На смену религ.
обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на к-рых
появляется сов. эмблематика (пятиконечные звёзды, серп ч молот и т. д.).
Эпитафии утрачивают религ. содержание. Рост сов. городов и их социалистич.
реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации
старых К. Новые К. сооружаются с учётом совр. санитарно-техническихтребований.
Напр., по действующим в СССР осн. правилам, К. располагаются на расстоянии
не менее 300 м от жилых и общественных зданий. Участок под К. отводят
из расчёта 1,2 ?а на каждые 10 тыс. жит. К. должны иметь зелёные насаждения,
составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих
санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию
трупов и исключает возможность превращения К. в источники эпидемий
или инфекционных болезней .


Захоронения участников воен. действий
и революц. событий производились зачастую в братских могилах вне К., иногда
с особыми почестями в центре городов; т. обр. возникли своеобразные мемориалы
(Марсово
поле
в Ленинграде, Красная площадь в Москве и т. д.).


После Великой Отечественной войны
1941-45 в СССР созданы мемориалы на К., где захоронены лица, погибшие во
время воен. действий, блокады и т. п. (Пискарёвское кладбище в Ленинграде,
Парк Славы в Калининграде, Холм Славы во Львове).


В 20 в. К. начинают частично использоваться
как места захоронения или хранения урн с прахом. См. также ст. Мемориальные
сооружения.



В СССР наиболее известные К.: в Москве
- Новодевичье кладбище, Донского монастыря, Введенские горы, Ваганьковское,
Преображенское; Ленинграде - Александро-Невской лавры (ныне Музей городской
скульптуры), Волково (Литераторские мостки), Смолянское;
Киеве - Байково; Риге - Братское и Райниса; Тбилиси - Пантеон на Мтацминде;
Львове - Лычаковское; Вильнюсе - Воинское; Таллине - Метсакальмисту (Лесное
К.).


Наиболее известные зарубежные К.Хайгетское
в Лондоне, на к-ром похоронен К. Маркс; Пер-Лашез в Париже; Арлингтонское
в Вашингтоне; Кампосанто в Пизе и Генуе и др.


Лит.: Розанов Н. П., О московских
городских кладбищах, М., 1868; О с троухов В., Московское Лазареве кладбище,
М., 1893; Историческая справка о петербургских кладбищах, СПБ, 1896; Ш
ам у р и н Ю., Московские кладбища, в кн.: Москва в её прошлом и настоящем,
в. 8, [М., 1911]; Ш а мур и на 3. И., Великие могилы, там же, в. 10, [М.,
1911]; С об о л е в с к и и Н., Скульптурные памятники и монументы в Москве,
гл. 4, Мемориалы и надгробия, М., 1947; Тбилисский пантеон на Мтацминда.
(Путеводитель), Тб., 1956; Э н а к о л о п а ш в н л и И. К., Дидубнйский
пантеон. Тб.. 1957; Г е р о дник Г., О Парках добрых воспоминаний, Тал.,
1970; Белявский М. Т., Память нужна живым, "История СССР", 1972, .Ч" 3;
Grab und Friedhof der Gegenwart, hrsg. von S. Hirzel, Munch., 1927; A u
z e 1le R., Derniers demeures, P., [1965]. В. И. Канатов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я