КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
организация
учебного процесса, при к-рой уч-ся группируются для проведения занятий
в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода
времени (обычно уч. года),- классы, а ведущей формой обучения является
урок.
В общей схеме организации К.-у. с.
о. чётко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально
они надстраиваются один над другим, что отражает содержательновременные
(часть уч. курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся
уч-ся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально - один возле
другого - располагаются классы, работающие по тем же уч. планам и программам,
такие классы наз. "параллельными" и обычно обозначаются буквами при числительных,
отражающих их место по вертикали. Если группировка уч-ся проводится на
основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали
может не быть, напр, между обычными и специализированными классами.
Исторически К.-у. с. о. пришла на
смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах
древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции
спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст
поступления в школу (7 лет), организацию обучения на неск. уровнях
по установленным уч. планам, создание устойчивых групп уч-ся, с к-рыми
отд. виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в
раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание,
точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14-16
вв.) в ряде школ применялось объединение уч-ся в классах по знаниям.
Разработанная Ф. Меланхтоном система организации нем. школ (1528) предусматривала
деление школы на классы, содержала уч. планы и программы обучения в каждом
из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классич.
лат. гимназией И. Штурма (осн. 1538). Этим было положено начало
плану организации обучения "один класс - один год", к-рый лежит в основе
К.-у. с. о. В открытых во 2-й пол. 16 в. иезуитских школах и коллегиумах
уч-ся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного
обучения всех уч-ся класса. В 16 в. в братских школах Юго-Зап. Руси (Львовской,
Луцкой и др.) уч-ся подразделялись на классы и занятия с каждым
классом проводились по спец. расписанию.
Первоначальное теоретич. обоснование
К.-у. с. о. дал чеш. педагог Я. А. Коменский, к-рый видел в ней не только
педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации
школьного образования.
В 17-18 вв. К.-у. с. о. получила
признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного
обучения во многих странах. В школах России К.-у. с. о. начала широко применяться
в последней четв. 18 в.; изданное в 1783 "Руководство учителям первого
и второго класса народных училищ Российской империи" утверждало К.-у. с.
о. как осн. систему организации обучения в рус. нар. школах. В дальнейшем
значительный вклад в науч. разработку многих сторон К.-у. с. о., особенно
урока, внёс К. Д. Ушинск-ий.
В процессе развития и совершенствования
К.-у. с. о. в кон. 19 - нач. 20 вв., когда нек-рые страны приняли законы
об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем: классификация
уч-ся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы
капиталистич. стран (США, Великобритании и др.) уже в нач. 20 в.
предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения уч-ся
в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению
"сильных", "средних", "слабых" классов и соответствующей дифференциации
уч. программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате
чего возможность перехода из "слабых" в "средние" и "сильные" классы фактически
исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых
испытаний умственной одарённости и стала использоваться правящими кругами
бурж. стран в качестве одного из средств классовой селекции уч-ся. Некритич.
применение педологами подобной методики классификации уч-ся в условиях
сов. школы было осуждено постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936
"О педологических извращениях в системе наркомпросов".
Анализ данных теории и практики обучения
показывает, что идея группировки уч-ся по способностям имеет двойственную
природу: теоретически предполагая определённые организац. преимущества,
она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном
отношении. Она и практически неосуществима по мн. причинам, из к-рых главными
являются отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения
способностей уч-ся и неизбежное нарушение однородности состава класса (даже
если бы удалось достичь её при помощи тех или иных методик классификации)
из-за
неравномерности развития уч-ся и различий в их интересах, склонностях.
В массовых общеобразовательных школах
учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями,
склонностями, интересами. Работать в таких классах, естественно, сложнее,
но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности преодолимы.
Развитие интересов и способностей каждого уч-ся, формирование творческой
индивидуальности обеспечиваются сочетанием достаточно гибких и разнообразных
видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами
внеклассной и внешкольной работы.
Совершенствованию К.-у. с. о. во
многом способствовали исследования сов. дидактов. В условиях сов. школы
К.-у. с. о. обеспечивает чёткость организации уч. работы, относительно
непрерывное пед. руководство уч-ся, их продуктивную познавательную деятельность,
сохраняет личностные отношения между учителем и уч-ся, а также между самими
уч-ся и способствует созданию ученич. коллектива, к-рый становится эффективным
инструментом не только обучения, но и воспитания уч-ся. В старших классах
школ К.-у. с. о. применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской
системы. Кроме общеобразовательных школ, К.-у. с. о. используется в проф.технич.
уч-щах и средних спец. уч. заведениях.
Лит.: Педагогика. Курс лекций,
под ред. Г.И.Щукиной, [М., 1966]; С к а ткин М. Н., Совершенствование процесса
обучения, М., 1971; Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967.
А.
А. Бударный.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я