КЛАССЫ
общественные, "...большие
группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной
системе общественного производства, по их отношению (большей частью
закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по
способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой
они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может
себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном
укладе общественного хозяйства" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 39, с. 15). Это определение дано В. И. Лениным применительно
к К. антагонистич. общества. Отношения между такими К. неизбежно ведут
к классовой борьбе. Однако К. остаются ещё и в социалистич. обществе,
ликвидировавшем эксплуатацию. Полное уничтожение классового деления общества
возможно только на весьма высокой ступени развития производительных
сил и производственных отношений: оно требует не только отмены
частной собственности на средства производства, но и преодоления
старых форм обществ, разделения труда, существ, различий между городом
и деревней, между умств. и физич. трудом.
Отношения между К. социалистич. общества
основаны на совместном труде и сотрудничестве, а не на эксплуатации и взаимной
борьбе. При социализме общество не делится больше на такие группы людей,
из к-рых одна может, вследствие занимаемого ею места в системе обществ,
хозяйства, присваивать себе труд другой. В этом смысле коренные основы
классового деления общества уже устранены. Тем не менее и к К. социалистич.
общества применимы важнейшие признаки, указанные в ленинском определении.
Это К., объединённые социалистич. системой хозяйства, однотипной
обществ, собственностью на средства производства, совместным трудом, но
в то же время ещё различающиеся в рамках указанной общности по своему отношению
к средствам производства, роли в обществ, организации труда, формам распределения
обществ, дохода.
Научная теория К. выработана в результате
длительного развития обществ, мысли. О том, что общество делится на знатных
и незнатных, богатых и бедных и т. д., было известно издавна. Но эти различия
объяснялись волей бога, судьбой, природой людей и т. п. причинами. Первые
шаги к объяснению экономич. основ разделения общества на К. сделали франц.
и англ, экономисты конца 18нач. 19 вв. (отчасти Ф. Кенэ и гл. обр. А. Смит
и Д. Рикардо). Однако, объясняя существование К. различием источников
их дохода, Смит и Рикардо не смогли выяснить наиболее глубокие причины
классового деления общества, к-рые коренятся не в способе распределения,
а в способе производства. Притом Смит и особенно Рикардо рассматривали
деление общества на К. не исторически; они считали капиталистич. отношения
естественными и вечными.
Историч. развитие борьбы К. в эпоху
бурж. революций получило отражение в трудах франц. историков 1-й пол. 19
в.- О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо и др., рассматривавших эти революции как
проявление борьбы третьего сословия (гл. обр. буржуазии) против
феодалов. Ключ к пониманию политич. истории они искали в имуществ. отношениях
людей, в условиях существования различных К. Однако и франц. историки не
сумели вскрыть подлинную основу классового деления общества. Происхождение
К. они объясняли завоеванием, покорением одних народов другими;
признавая "законной" лишь классовую борьбу буржуазии против феодалов, они
осуждали классовую борьбу пролетариата против буржуазии.
В отличие от бурж. экономистов и
историков, утопические социалисты (см. Утопический социализм) осуждали
эксплуатацию человека человеком и призывали к её уничтожению. Нек-рые из
них (напр., А. Сен-Симон) близко подошли к пониманию историч. процесса
как борьбы К. Но осуществление социализма мыслилось большинством утопич.
социалистов как результат установления гармонии между К. Серьёзный шаг
вперёд в развитии теории К. сделали рус. социалисты и революц. демократы,
особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. От сочинений Чернышевского,
говорил В. И. Ленин, "...веет духом классовой борьбы" (там же, т. 25, с.
94). "По выгодам, все европейское общество,писал Чернышевский,-
разделено на две половины: одна живет чужим трудом, другая - своим собственным;
первая благоденствует, вторая терпит нужду... Это разделение общества,
основанное на материальных интересах, отражается и в политической деятельности"
(Поли, собр. соч., т. 6, 1949, с. 337). Возлагая свои надежды на
революц. борьбу трудящихся, на победу крестьянской революции, рус. революц.
демократы ещё не могли - в силу незрелости капиталистич. отношений в России
- дать строго научное определение К. и понять историч. роль пролетариата.
Открытие всемирно-исторической роли
пролетариата принадлежит К. .Марксу и Ф. Энгельсу, к-рые благодаря материалистич.
пониманию истории выработали научную теорию К. Важнейшие положения этой
теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852:
"То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что
существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению
всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 28, с. 427). Связав существование К. с определ. историч.
фазами в развитии произ-ва, т. е. с определ. способами производства, марксизм
вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники
антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на К. присуще не
всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее,
а следовательно, и исторически преходящее явление.
У всех народов классовое общество
возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время
(в конце 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр,
в 3-2-м тыс. до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тыс. до н. э. в Греции, а затем
в Риме). Возникновение К. становится возможным лишь тогда, когда
рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта,
а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью.
С появлением частной собственности становится неизбежным имуществ. неравенство
внутри общины: отд. роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются
в экономич. зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие
лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за
счёт общины. Отношения господства и подчинения возникли, как показал Ф.
Энгельс в работе "Анти-Дюринг", двумя путями: 1) путём выделения
эксплуататорской верхушки внутри общины и 2) путём превращения в
рабов военнопленных, захваченных при столкновениях между общинами. Оба
эти пути переплетаются. Развитие производства, рост торговли, увеличение
населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению
труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого,
родового строя возникает классовое общество, характерной чертой к-рого
является антагонизм между К. эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие
К., будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства,
получают возможность присваивать труд угнетённых К., полностью или частично
лишённых средств производства. Во всех классово антагонистич. обществах
господствующие К., составляющие меньшинство населения, сосредоточивают
в своих руках управление производством, заведование гос. делами, превращают
умств. труд в свою монополию, тогда как огромное большинство населения,
принадлежащее
к угнетённым К., обречено на тяжёлый физич. труд.
Рабство, крепостничество,
наёмный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих
три ступени классово-антагонистич. общества. При первых двух способах классовой
эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был
юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца
средств производства. В этих обществах "... различие классов фиксировалось
и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического
места в государстве для каждого класса... Деление общества на классы обще
и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали
классы-сословия, а в последнем классы бессословные" (Ленин В. И., Поли.
собр. соч.,5 изд., т. 6, с. 311, прим.).
При анализе классовой структуры общества
марксизм-ленинизм различает К. основные и неосновные, а также учитывает
наличие различных групп, слоев внутри К. и промежуточных прослоек между
К. Основными К. называются такие К., существование к-рых непосредственно
вытекает из господствующего в данной общественно-экономич. формации способа
производства. Но наряду с господствующим способом произ-ва в классовых
формациях могут сохраняться и остатки прежних способов произ-ва или возникать
ростки новых способов произ-ва в виде особых укладов хозяйства. С этим
связано существование неосновных, переходных К. В тех капиталистич. странах,
где
сохранились значит, пережитки феодализма, существуют в качестве
неосн. К. помещики, всё более срастающиеся с буржуазией. В большинстве
капиталистич. стран имеются
многочисл. слои мелкой буржуазии
(ремесленники, мелкие крестьяне), к-рые по мере развития капитализма
дифференцируются. Подвергая жесточайшей эксплуатации не только пролетариев,
но
и большую часть крестьян, капитализм создаёт условия, делающие возможным
привлечение на сторону пролетариата трудящегося крестьянства, его эксплуатируемого
большинства. Внутри К. обычно имеются различные слои, группы, интересы
к-рых частично не совпадают. Так, напр., в античном обществе имела место
борьба между рабовладельч. аристократией и демократией, в к-рой отражались
противоречия интересов различных слоев рабовладельцев. В капиталистич.
обществе также существуют противоречия между интересами различных слоев
буржуазии (напр., монополистич. и немонополистич. буржуазии).
Развитие капитализма ведёт к изменениям
в классовой структуре общества, к-рые, однако, вопреки утверждениям реформистов,
не устраняют, а углубляют классовые антагонизмы. Важнейшие из этих изменений
связаны, с одной стороны, с процессом роста монополистич. капитализма и
его перерастанием в гос.-монополистич. капитализм, а с другой стороны,
с развитием научно-технич. революции. За последнее столетие в развитых
капиталистич. странах уменьшился удельный вес буржуазии в самодеят. населении
(если в сер. 19 в. он превышал в Великобритании 8% , то в 60-70-х гг. 20
в. составляет в высокоразвитых капиталистич. странах всего от 1-2 до 3-4%
).
В то же время колоссально возросло богатство буржуазии. Внутри неё выделилась
монополистич. верхушка, соединившая в своих руках экономич. и политич.
власть. Интересы монополий оказались в противоречии с интересами не только
трудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условиях
гос.монополистич. капитализма ускорился процесс вытеснения и разорения
мелких частных собственников (крестьян, ремесленников и др.)
и сократился
их удельный веса населении. Вместе с тем возрос удельный вес работников
наёмного труда. Доля наёмных работников достигла к 1969 в Великобритании
93,5%, США - 91,6%, ФРГ -82,6%, во Франции - 76,8% , в Японии - 62,6% общего
состава самодеят. населения. В общей массе лиц наёмного труда важнейшее
место как по численности, так и по своей роли в производстве занимает совр.
рабочий
класс.
Развитие капиталистич. производства,
и особенно развёртывание научно-технич. революции, ведёт к существ, изменениям
в структуре рабочего класса. Изменяется соотношение различных отрядов рабочего
класса, прежде всего промышленного и сельскохозяйственного. В США в 1870
пром. пролетариат относился к сельскохозяйственному как 1:1, в 1960 как
16 : 1; в Великобритании в 1951 как 14 : 1, в 1964 как 19 : 1; во Франции
в 1954 как 6 : 1, в 1965 как 12 : 1; в ФРГ в 1950 как 7,4 : 1, в 1967 как
38 : 1.
В развитых капиталистич. странах
растёт удельный вес сферы обслуживания. Однако перераспределение труда
между производств, и непроизводств, сферами не свидетельствует о сокращении
и тем более о грядущем "исчезновении" пролетариата, так как сфера
обслуживания не находится за пределами классовой структуры общества,
в
ней воспроизводится свойственное ему деление на К.
Ядро рабочего класса составляет фабрично-заводской
пролетариат. Но рабочий класс включает в себя и с.-х. пролетариат, <а
также
транспортных и торговых рабочих, к-рые принимают участие в завершении процесса
произ-ва и создании прибавочной стоимости или создают неоплаченным трудом
условия для <её присвоения капиталистами.
В совр. условиях рабочий класс не
сводится к совокупности работников физич. труда. Научно-технич. революция
изменяет производств, функции рабочего, упраздняет ряд старых профессий,
создаёт новые профессии, требующие более высокого уровня квалификации.
Подавляющее большинство рабочих занято преимущественно физич. трудом, но
развёртывание научно-технич. революции ведёт к возрастанию доли умств.
труда в производстве, к-рый также создаёт прибавочную стоимость для капиталистов.
Научно-технич. прогресс, рост образования
и культуры привели к бурному росту численности лиц, занятых преимущественно
умств. трудом, - интеллигенции и служащих. Напр., в США их
доля в общем количестве занятых возросла с 31% в 1940 до 45% в 1966. Социальный
состав интеллигенции неоднороден. Её верхушка (напр., управляющие и т.
д.) срастается с господствующим классом; часть интеллигенции, занятая
т. н. профессиями "свободного труда", близка по своему положению к средним
слоям общества. В то же время всё более значит, часть интеллигенции и служащих
утрачивает своё прежнее положение привилегированного слоя общества и сближается
по своему положению с рабочим классом. Служащие и инженерно-технич. работники
в большей, чем раньше, степени пополняются не за счёт "верхов" общества,
а за счёт трудящихся - не только мелкой буржуазии, но и пролетариата. Сокращается
разрыв между заработной платой рабочих и жалованьем массы служащих. Мелкий,
а часто и средний служащий оплачиваются не лучше рабочего. Наконец, значит,
часть инженерно-технич. персонала утрачивает свою командную роль "обер"и
"унтер "-офицеров капитала, поскольку автоматизация и механизация производства
сами определяют принудит, ритм производств, процесса.
Изменения в социальной структуре
капитализма создают предпосылки для всё более тесного союза рабочего класса
с широкими слоями трудящихся города и деревни. Сближение интересов крестьянства,
гор. средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса способствует,
как отметило междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий (1969),
сужению социальной базы монополий и открывает возможности для создания
широкого союза всех антимонополистич. и антиимпериалистич. сил. Ведущей
силой в этом союзе выступает рабочий класс, к-рый всё больше становится
центром притяжения всех трудящихся слоев населения.
При оценке историч. роли каждого
К. марксизм-ленинизм исходит из анализа его объективного положения в системе
обществ, производства, его условий жизни. Этим определяются его классовые
интересы, к-рые, будучи осознаны, находят более или менее отчётливое выражение
в его идеологии. Всемирно-историч. миссия рабочего класса определяется
его положением в системе капиталистич. произ-ва и заключается в уничтожении
бурж. общества и создании бесклассового коммунистич. общества. На протяжении
тысячелетий существование К. было исторически необходимым. Оно было обусловлено,
как отметил Ф. Энгельс, относит, неразвитостью производит, сил, когда развитие
общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при
этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься гос. делами,
наукой, искусствами и т. д. В связи с огромным ростом производительности
труда, достигнутым крупной капиталистич. пром-стью, возникли материальные
предпосылки для уничтожения К. Существование какого бы то ни было господствующего
эксплуататорского К. не только стало излишним, но превратилось в прямое
препятствие для дальнейшего развития общества.
Уничтожение К. возможно лишь путём
завоевания пролетариатом политич. власти и коренного преобразования экономич.
строя. Для уничтожения эксплуататорского строя необходимо ликвидировать
частную собственность на средства произ-ва и заменить её обществ, собственностью.
"Уничтожить классы - это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение
к средствам производства всего общества, это значит - все граждане имеют
одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной
земле, на общественных фабриках и так далее" (Ленин В. И., там же, т. 24,
с. 363). К. нельзя уничтожить сразу, они продолжают существовать
в течение длит, времени и после свержения власти капиталистов. В переходный
период от капитализма к социализму в странах, где экономич. строй является
многоукладным, существуют три К.: рабочий класс, связанный главным образом
с социалистич. укладом хозяйства, трудящееся крестьянство, связанное в
своём подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом хозяйства (основные
К.), и капиталистич. элементы города и деревни, связанные с частиокапиталистич.
укладом хозяйства (неосн., второстепенный К.). В результате победы
социалистич. форм хозяйства ликвидируются все эксплуататорские К. и коренным
образом изменяется классовая структура общества. Однако, как показывает
опыт, и на ступени социализма сохраняются известные классовые различия
между рабочим классом <и крестьянством. Эти различия связаны <с
наличием
двух форм социалистич. собственности: гос. общенародной и кооперативно-колхозной,
существование к-рых обусловливается в свою очередь неодинаковой степенью
обобществления производства, развития производит, сил в пром-сти и с. х-ве.
Ещё не преодоленные существ, различия между городом и деревней, умств.
и физич. трудом отражаются в социальной структуре общества, к-рое состоит
из рабочего класса, кооперированного крестьянства, служащих и интеллигенции.
Рабочий класс в условиях развитого
социализма является самым многочисл. К. общества. Его удельный вес в населении
СССР возрос с 14,6% в 1913 до 33,5% в 1939 и 59,8% в 1972. Рабочий К. играет
ведущую роль в обществе, обусловленную, во-первых, тем, что он трудится
на предприятиях, находящихся во всенародной собственности, представляющих
наиболее высокую форму социалистич. хозяйства. Во-вторых, рабочий класс
составляет осн. массу работников индустрии, к-рая является ведущей силой
всего нар. хозяйства. В-третьих, рабочий класс обладает наибольшим революц.
опытом, закалкой, организованностью. Ведущая роль рабочего класса возрастает
вместе с ростом его численности, общей культуры, образования, политич.
активности. Удельный вес рабочих, имеющих среднее и высшее образование,
возрос в СССР с 8,4% в 1939 и 39,6% в 1959 до 64% в 1972.
В отличие от рабочего класса, численность
колхозного крестьянства сокращается (с 47,2% в 1939 до 19,3% в 1972).
Однако в условиях социализма это не является результатом пролетаризации
и разорения крестьянства, наоборот, его благосостояние растёт. Механизация
с. х-ва, рост технич. вооружённости труда высвобождают излишки рабочей
силы в деревне и вместе с тем изменяют характер труда крестьянина, делают
его более производительным, сближают его с трудом рабочего. Удельный вес
лиц с высшим и средним образованием среди колхозников составлял в 1939
всего 1,8%, в 195922,6% и в 1972 - 44%. Общая социалистич. основа, на к-рой
базируют своё существование рабочий класс и крестьянство, растущий уровень
обобществления труда в деревне обусловливают неуклонное сближение этих
классов.
Социализм ускоряет рост численности
работников умств. труда и обусловливает сближение между работниками физич.
и умств. труда. С 1926 по 1971 число работников, занятых преимущественно
умств. трудом, возросло в СССР более чем в 10 раз. Удельный вес служащих
в населении СССР возрос с 2,4% в 1913 до 16,7% в 1939 и 20,9% в 1972. В
условиях социализма интеллигенция стала подлинно народной, она пополняется
в растущей степени из среды рабочих, крестьян и др. слоев трудящихся и
отдаёт свою творческую энергию делу народа.
Существование при социализме классовых
и социальных различий делает необходимым точный учёт в политике как интересов
всего народа, так и интересов составляющих его К. и социальных групп. Сама
природа социализма обусловливает постепенное сближение всех этих групп
и стирание различий между ними. Этот процесс развёртывается прежде всего
в результате экономич. и культурного подъёма деревни, превращения с.-х.
труда в разновидность индустриального. Рост обобществления труда в колхозах,
развитие экономич. связей между колхозами и гос. сектором ведут к сближению
колхозной собственности с общенародной. В то же время на базе соединения
научно-технич. революции с преимуществами социализма идёт процесс сближения
труда физического с умственным. Т. о., в процессе строительства развитого
социалистич. общества и его перерастания в коммунизм общество становится
всё более социально однородным. Этот объективный процесс, однако,
не развёртывается стихийно, а в огромной мере зависит от политики партии,
к-рая направляет в одно общее русло деятельность всех социальных групп.
Успехи в решении историч. задачи
уничтожения эксплуататорских К. практически опровергли утверждения бурж.
идеологов о "вечности" частной собственности, "естественности" разделения
общества на господствующих и подчинённых.
Бурж. теорий К. обычно характеризуются
антиисторич. подходом. Так, напр., сторонники биологич. теорий утверждают,
что в основе деления общества на К. лежат различная биологич. ценность
людей, различия в происхождении, в расовой принадлежности. Для большинства
бурж. теорий характерно отрицание материальных основ разделения общества
на К. Представители психологич. теории определяют К. как группы людей с
одинаковой психикой, одинаковым восприятием внешней среды, эмоциями и т.
д. Бурж. социологич. теории стремятся либо затушевать различия между К.,
либо, наоборот, объявить их естественными и неустранимыми. Многие бурж.
социологи утверждают, что сам пролетариат "исчез", растворился в "среднем
классе". Однако в действительности никакого "среднего класса" не существует;
есть многочисленные промежуточные слои, к-рые не образуют единого класса.
Их существование отнюдь не ведёт к выравниванию положения противоположных
К. Столь же несостоятельны попытки подменить разделение общества на противоположные
К. делением его на множество слоев ("страт"), различающихся между
собой по роду занятий, доходам, месту жительства и др. признакам. Марксизм-ленинизм,
разумеется, не отрицает существования в обществе наряду с классами и др.
социальных слоев и групп. Однако их место и роль могут быть поняты лишь
при учёте того, какое место они занимают в классовой структуре общества
и в борьбе между К. Классовые противоположности нельзя заслонить профессиональными,
культурными и другими различиями. Эти противоположности исчезают только
в результате коренного изменения отношений производства, революц. ниспровержения
устоев капиталистич. общества и создания нового, социалистич. общества.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Введение.
(Из экономических рукописей 1857 - 1858 годов), там же, т. 12; его же,
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Капитал, т.
1 - 3, там же, т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV т. "Капитала"),
там же, т. 26 (ч. 1-3); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же,
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21,
гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства,
там же; его же, Общественные классы - необходимые и излишние, там же, т.
19; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества
и критика его в книге г. Струве, там же, т. 1; его же, Ещё одно уничтожение
социализма, там же, т. 25; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Государство
и революция, там же, т. 33; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же,
Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; его же, Детская
болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1972;
Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических
и рабочих партий, Прага, 1969; Торез М., Понятие класса и историческая
роль рабочего класса, ((Коммунист", 1963, № 6; Солнцев С. И., Общественные
классы, 2 изд., П., 1923; Семёнов В. С., Проблема классов и классовой борьбы
в современной буржуазной социологии, М., 1959; его же, Капитализм и классы,
М., 1969; Грант Э., Социализм и средние классы, пер. с англ., М., 1960;
Варга Е., Капитализм двадцатого века, М., 1961; Шнеерсон А. И., Городские
средние слои при капитализме, М., 1961; Ааронович С., Правящий класс [в
Англии], пер. с англ., [М.], 1962; Глезерман Г. Е., Исторический материализм
и развитие социалистического общества, 2 изд., М., 1973, гл. 4; Проблемы
изменения социальной структуры советского общества, М., 1968; Классы, социальные
слои и группы в СССР, М., 1968; Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р., Социальные
перемещения, М., 1970; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления
и противоречия, М., 1972; Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами,
М., 1972. Г. Е. Глезерман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я