КЛЕР

КЛЕР (Clair) Рене(наст.
фам.-Ш омет, Chomette) (p. 11.11.1898, Париж), французский
кинорежиссёр и кинодраматург. Чл. Франц. академии (I960). Расцвет
его творчества относится к 20-ЗО-м гг. Первый фильм - "Париж уснул" (192З),
комедия с причудливым фантастич. сюжетом. Ей близки и последующие фильмы
К. ("Антракт", 1924, и др.). Поставил также "Соломенную шляпку" (1927,
по Э. Лабишу), "Двое робких" (1928) и др. Значит, этап в истории франц.
кино - "Под крышами Парижа" (1930), изящная муз. комедия, сочетающая тонкий
юмор и лирич. грусть. В фильмах "Свободу нам!" (1932) и "Последний миллиардер"
(1934) преобладают элементы гротеска и социальной сатиры. В сер. 30-х гг.
работал в Великобритании (комедии "Привидение едет на Запад", 1936, "Ошеломляйте
новостями", 1938) и в США ("Я женился на ведьме", 1942, и др.).
С 1947 вновь во Франции. Поставил лирич. комедию "Молчание - золото" (1947)
и
философскую драму "Красота дьявола" (1950) - современный вариант
легенды о Фаусте. Тема сопоставления мечты и реальности воплощена К. в
фильме "Ночные красавицы" (1952). Режиссёру близки также лирич.
и юмористич. описания жизни провинц. города - "Большие манёвры" (1955),
городских низов Парижа - "Порт де Лила" (1957, в сов. прокате - "На окраине
Парижа"), крестьян - "Всё золото мира" (1961). Режиссёр выступает
против прозаической серости буржуазной действительности, противопоставляя
ей изящество и остроумие поэтических вымыслов.


Кадр из фильма "Под крышами Парижа".
1930. Режиссёо Р. Клер.


Р. Клер.


Автор сценариев ряда своих фильмов.
Соч.; Размышления о киноискусстве, пер. с франц., М., 1958.


Лит.: Л е п р оон П., Современные
Французские кинорежиссёры, перевод с франц., М., I960; Авенариус Г., Рене
Клер, в сб.: Французское киноискусство, М., 1960; Б р а г и н ский А. В.,
Рене Клер, М., 1963. В.И.Божович.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я