КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ распространение
путём продажи непериодич. печатных изданий (книг, брошюр, плакатов, открыток,
нот и др.). Как торговля особого рода К. т. входит в число отраслей культуры,
выступая эффективным средством идеологич. воздействия.


Изобретение книгопечатания положило
начало развитию К. т.


В России в 16-17 вв. Печатный двор
в Москве имел 2 лавки и "книжную казну" (оптовый склад). Изобретение печатной
машины в начале 19 в. способствовало дальнейшему развитию К. т. Её просветительский
характер связан с именами Н. И. Новикова, В. С. Сопикова, А. Ф. Смирдина.
Известны попытки революционных демократов придать К. т. пропагандистское
направление. В нач. 20 в. на книжном рынке господствовали монополистич.
фирмы (3503 книжных магазина в 1913). Одновременно распространением и продажей
книг занимались офени-разносчики, антиквары-перекупщики и пр. Книжные склады
легальных большевистских издательств действовали как центры революционной
пропаганды.


После Великой Окт. социалистич. революции
К. т. была передана в руки гос-ва и обществ, орг-ций. В 1918-21 преобладало
бесплатное распределение книг среди трудящихся, к-рое осуществлялось спец.
аппаратом Центропечатъ. С переходом к новой экономической политике
в
1921 реализацией печатной продукции занимался торг, сектор Госиздата. В
деревне К. т. велась потребительской кооперацией (см. Кооперация потребительская).
Дальнейшее
развитие К. т. было определено пост. ЦК ВКП(б) "Об издательской работе"
от 15 авг. 1931, положившем начало книготорговле, опирающейся на изучение
спроса и потребности населения в книгах. В системе Объединения гос. издательств
было создано книготорговое объединение КОГИЗ (1931-49), являвшееся осн.
аппаратом распространения книг. В 1949 созданы книготорги (конторы К. т.),
к-рые в 1953 вошли в систему Мин-ва культуры, а затем Комитета по печати
(с 1972 - Гос. комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии
и книжной торговли). Развитие К. т. отражает культурный прогресс народов
СССР (см. табл. 1).


Всесоюзное объединение К. т. -(Союзкнига"
Гос.
комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
с 1958 координировало и направляло К. т. в стране, осуществляло централизованное
оптовое снабжение. С 1973 оно вошло в состав Гл. управления книжной торговли
и пропаганды книги Госкомиздата СССР. Сел. К. т. (за исключением Литвы,
Латвии, Эстонии, Молдавии) в 1957 передана в ведение потребительской кооперации,
где для руководства ею в 1969 образована контора Центрокоопкнига. Мин-во
связи продаёт книги в магазинах и киосках своего агентства "Союзпечать".
Нек-рые изд-ва имеют свою книготорг. сеть, напр. "Наука", "Транспорт".
Внешнюю торговлю книгами ведёт всесоюзное объединение "Международная книга".


В СССР К. т.- составная часть общепартийной
и общегос. работы по коммунистич. воспитанию трудящихся. Этой цели подчинены
все формы и методы К. т. Осн. часть книг продаётся в книжных магазинах
различных типов: универсальных, специализированных (по тематике изданий,
характеру обслуживания или группам покупателей), профилированных (с преобладанием
определённой тематики). Старые книги продаются в букинистич. магазинах
(236 в 1971). Библиотечные коллекторы организуют плановое комплектование
массовых библиотек (см. Коллектор библиотечный). Развиты подвижные
формы К. т.- книгоношество,


Табл 1.-Динамика роста книготорговой
сети и продажи печатных изданий <в государственной торговле (в фактических
ценах)


































































































































1940


1950


1960


1965


1970


Общий объём
продажи книг, млн. руб.


182


334


802


1140


1734


Продажа
книг на одного человека, руб.


0,96


1,85


3,74


4,94


7,14


Число книжных
магазинов, тыс.


3,5


5,6


9,1


12,4


14,7


Число киосков,
тыс


6,7


7,7


24,3


29,9


34,5


рейсы книжных автолавок, а также средства
массовой пропаганды книг - выставки-продажи, лотереи и пр. Разнообразны
методы обслуживания: приём предварит, заказов по тематич. планам издательств,
подписки на многотомные издания и т. д. Ведётся изучение спроса, в результате
к-рого разрабатываются заказы книготоргов, заключаются договоры с издательствами,
определяются тематика и тиражи печатаемых книг. В расширении К. т. значит,
место принадлежит организации на обществ, началах нар. книжных магазинов
и киосков (4200 в 1971), массовому движению обществ, распространителей
книги (более 250 тыс. участников в 1971). Развивается высшее и среднее
спец. книготорговое образование, н.-и. работа. История, организация, экономика
К. т., торг, книговедение, книготорговая библиография составляют предмет
изучения спец. отрасли знаний - библиополистики (от греч. bibliopoles -
книготорговец).


В зарубежных социалистич. странах
крупнейшие книжные магазины принадлежат гос-ву и обществ, орг-циям, лишь
небольшая часть мелких, гл. обр. букинистических, лавок остаётся частной
собственностью. В Румынии, Венгрии, Болгарии значит, часть книжных магазинов
принадлежит потребительской кооперации. В ГДР розничная К. т. особенно
развита в форме посылочной торговли. Оптовая торговля осуществляется через
гос. фирмы: в Болгарии-Стационарная и передвижная книжная торговля, в Венгрии
- АКБ (Allami Konyvterseszto Vallalat), в ГДР - ЛКГ (Leipziger Remission
und Buchhandels Gesellschaft), в Польше - Sktadnica ksiegarska,
в Румынии - Centrala Editurilor si Difuzari Cartii, в Чехословакии - Knizny
wielkoobchod. В Югославии нет централизованного руководства К. т., книжные
магазины принадлежат издательствам и общественным организациям. В Монголии
90% книг продаётся книгоношами. На Кубе гос. Ин-т книги осуществляет издание
и распространение книг в значительной части бесплатно, открыты магазины
обмена прочитанных книг. Характеристика состояния К. т. в ряде социалистических
стран приведена в табл. 2.


Табл. 2, -Объём книжной


торговли в некоторых социалистических
странах




























































































































































Страны


Годы


Количество
книжных магазинов


Количество
проданных книг, млн. экз.


Болгария


1968


1500


39,0


Венгрия


1970


230


53,5


ГДР


1970


1200


115,0


Монголия


1969


23


3,0


Польша


1970


1600


80,0


Румыния


1970


1297


40,0


Чехословакия


1969


1100


62,5


Югославия


1969


800


64,0


К. т. капиталистич. стран служит интересам
господствующих классов. Она находится в руках книгоиздательских монополий,
к-рые сами устанавливают цены, оптовые скидки и не менее 1/3 своих изданий
продают, минуя розничную сеть, через книжные клубы, разъездных агентов,
по почте. В кон. 60-х гг. 20 в. в США из 8500 книжных магазинов ок. 40%
принадлежало ун-там, религ. корпорациям, профсоюзам. Книги продаются также
в аптеках, универмагах и т. д. 15% амер. книжной продукции шло на
экспорт в англо-язычные страны. Крупнейшие амер. оптовые фирмы и экспортёры
книг: Paperback's, Distributors, Dubleday, Barnes, Brentano, Me Grow Hill.
В Великобритании в те же годы было 6303 книжных магазина, оптовые фирмы:
Foyle, Alien, Bookseller's cleaving Hows в Лондоне, Blackwell в Оксфорде.
С 1936 существует Central Books - opr-ция, занимающаяся распространением
марксистской литературы. В Японии - 20 крупных оптовых фирм (Maroosen,
Tohan, Nippon и др.) контролировали 20 тыс. книжных магазинов. Много
книг импортируется из США и Великобритании. В ФРГ - 11 500 книжных магазинов:
оптовые монополии Fisher, Bertelsmann, ряд фирм К. т. принадлежит неофашистским
союзам, есть и прогрессивные предприятия, к-рые объединяются в "Рабочее
содружество социалистической и демократической книготорговли" в Гамбурге.
Во Франции политику К. т. определяет крупнейший концерн Ашетт. Крупные
книготорг, фирмы: "Французский клуб книги", объединявший в кон. 60-х гг.
.300 тыс. покупателей, экспортные фирмы Foma, Zodexport и др. Для Франции
характерно наличие многих книжных магазинов, принадлежащих демократическим
организациям. Французская коммунистическая партия ежегодно проводит массовые
праздники демократической книги.


В развивающихся странах в условиях
неграмотности и бедности населения, к-рые являются следствием колон, политики
империалистич. гос-в, нац. К. т. развита слабо. В Индии, напр., потребляющей
3% мировой книжной продукции, большинство местных фирм контролируется зап.-европ.
и амер. книгоиздательскими монополиями. Независимые предприятия К. т. пользуются
субсидией гос-ва. В 1957 создана гос. орг-ция National Book trast., регулирующая
деятельность кооперативных и частных книготорг, предприятий.


Регулярно проводятся междунар. оптовые
книжные ярмарки: в Брюсселе, Чикаго, Франкфурте-на-Майне, Бомбее, Белграде,
Лейпциге, Варшаве, Софии; междунар. аукционы антикварной книги: в Нью-Йорке,
Болонье, Лондоне.


Органы печати, освещающие вопросы
К. т.: в СССР-"Книжная торговля" (1948-72), с 1973 - "В мире книг";
Польше "Ksiggarz" (с 1913); Венгрии - "A Konyv" (с 1969);
ГДР и ФРГ - "Borsenblatt fur den deutsche Buchhandel" (с 1834);
США - "Publischer's Weekly" (с 1872); Великобритании - "Bookseller"
(с 1858); Швеции - "Svensk bokhandel" (с 1952); Италии -
"Giornale della libreria" (c 1888). См. также статьи Издательское
дело, Книготорговая библиография.



Лит.: О состоянии и мерах
улучшения книжной торговли. Постановление ЦК КПСС, 31 мая 1960 г., в кн.:
Справочник партийного работника, в. 3, М.- 1961; Говоров А. А., История
книжной торговли, М., 1966; Плетнёв B.C., Проблемы книжной торговли сегодня,
в сб.: Издательское дело. Книговедение, в. 1, М., 1968; Организация и техника
торговли книгой, М., 1969. А. А. Говоров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я