КОВКА
один из способов обработки
металлов давлением, при к-ром инструмент оказывает многократное прерывистое
воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно
приобретает заданную форму и размеры (см. Кузнечно-штамповочное производство).
С древности К. (меди, самородного
железа) служила одним из осн. способов обработки металла (холодная,
а затем и горячая К. в Иране, Месопотамии, Египте в 4-3 тыс. до н. э.;
холодная К. у индейцев Сев. и Юж. Америки до 16 в. н.э.). Древние
металлурги Европы, Азии и Африки ковали сыродутное железо, медь, серебро
и золото; кузнецы пользовались особым почётом у народов древности, а их
иск-во окружалось легендами. В ср. века, в т. ч. в России, кузнечное дело
достигло высокого уровня: вручную отковывались холодное и огнестрельное
оружие, инструменты, детали с.-х. орудий, дверей и сундуков, решётки, светильники,
замки, часы и др. изделия всевозможных форм и размеров, часто с тончайшими
деталями; кованые изделия украшались насечкой, просечным или рельефным
узором, расплющенными в тончайший слой листами сусального золота и бронзовой
потали. Традиции ср.-век. ремесла сохранились в нар. искусстве
до 19 в. (светцы, крюки, подсвечники и т. д.). В 15-19 вв. выполнены
многие замечат. кованые фонари, ограды, решётки, ворота (Версаль, Петербург,
Царское Село). Мн. города специализировались в различных отраслях
кузнечного ремесла: Герат, Мосул славились утварью, Дамаск, Милан, Аугсбург,
Астрахань, Тула - оружием, Ноттингем, Золинген, Павлове на Оке - ножами
и инструментами, Нюрнберг, Холмогоры - замками и т. д. В 19 в. ручная художеств.
К. была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней возродился в 20 в.
(работы Ф. Кюна в ГДР, И. С. Ефимова, В. П. Смирнова в СССР; оформление
обществ, интерьеров в Таллине, Каунасе и др.).
Основы теории К. были разработаны
в России: П. П. Аносов в 1831 впервые применил микроскоп для изучения
структуры металлов; Д. К. Чернов в 1868 научно обосновал режимы
К.; большой вклад в теорию К. сделали сов. учёные Н. С. Курнаков, К. Ф.
Грачёв, С. И. Губкин, К. Ф. Неймайер и др.
К., как правило, производят при нагреве
металла до т. н. ковочной темп-ры с целью повышения его пластичности и
снижения сопротивления деформированию. Температурный интервал К. зависит
от химического состава и структуры обрабатываемого металла, а также от
вида операции или перехода. Для стали температурный интервал 800-1100 °С.,
для алюминиевых сплавов - 420-480 °С.
Различают К. в штампах и без применения
штампов - т. н. свободную К. При К. в штампах металл ограничен со всех
сторон стенками рабочей полости штампа и при деформации приобретает форму,
соответствующую этой полости (см. Штампование, Ротационная ковка). При
свободной К. (ручной и машинной) металл не ограничен совсем или
ограничен с одной стороны. При ручной К. кувалдой или молотом воздействуют
непосредственно на металл или на инструмент. Машинную К. выполняют на спец.
оборудовании - молотах с массой падающих частей от 1 до 5000 кг
или
гидравлич. прессах, развивающих усилия 2-200 Мн (200-20 000
тс),
а также на ковочных машинах. Изготовляют поковки массой 100 т
и
более. Для манипулирования тяжёлыми заготовками при К. используют подъёмные
краны грузоподъёмностью до 350 т, кантователи
и спец. манипуляторы.
Свободную К. применяют также для улучшения качества и структуры металла.
При проковке металл упрочняется, завариваются т. н. несплошности и размельчаются
крупные кристаллы, в результате чего структура становится мелкозернистой,
приобретает волокнистое строение.
При К. используют набор кузнечного
инструмента, с помощью к-рого заготовкам придают требуемую форму и размеры.
Осн. операции ковки: осадка, высадка, протяжка, обкатка, раскатка, прошивка
и
др.
К. является одним из экономичных
способов получения заготовок деталей. В массовом и крупносерийном произ-вах
преимущественное применение имеет К. в штампах, а в мелкосерийном и единичном
- свободная К. Илл. см. т. 9, табл. XII, стр. 144-145.
Лит.: Обработка металлов давлением,
М., 1961; Ковка и объемная штамповка стали. Справочник, под ред. М. В.
Сторожева, 2 изд., т. 1, М., 1967. Л. А. Никольский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я