КОВШОВАЯ ГИДРОТУРБИНА

КОВШОВАЯ ГИДРОТУРБИНА наиболее
распространённая разновидность активных гидротурбин, использующих кинетич.
энергию потока воды. В 1889 амер. инж. А. Пелтон получил патент на К. г.
Проточная часть К. г. состоит из сопла, рабочего колеса, отводящего канала.
Из напорного трубопровода вода поступает через сопла на лопасти (ковши)
рабочего
колеса по касательной к окружности, проходящей через середину ковша. В
отличие от реактивных гидротурбин, К. г. не требуют отсасывающей трубы,
а вода на лопасти рабочего колеса поступает не непрерывно, а лишь при прохождении
ими зоны действия напорной струи. Внутри сопла находится игла, перемещением
к-рой регулируется площадь выходного сечения сопла, а следовательно, и
расход потока. Во избежание гидравлич. удара в напорном трубопроводе и
разгона агрегата при сбросах с него нагрузки в процессе эксплуатации в
К. г. применяют дефлекторы (отклонители или отсекатели), к-рые отжимают
всю струю или часть её к периферии рабочего колеса, и струя проходит мимо
лопастей. Число лопастей выбирается наименьшим из условия отсутствия проскока
частиц напорной струи между лопастями. Большинство К. г. имеет от 18 до
26 лопастей. К. г. выполняются как с горизонтальным, так и с вертикальным
валом. Горизонтальные турбины имеют одно, два или три рабочих колеса на
одном валу и по одному или по два сопла на каждое рабочее колесо. Вертикальные
турбины изготавливаются с одним рабочим колесом и неск. соплами.


К. г. применяются при напорах выше
500-600 м, наибольший используемый действующими турбинами напор
- около 1800 м (ГЭС Рейсек в Австрии). В СССР введены в эксплуатацию
К. г. мощностью по 54,6 Мет на Татевской ГЭС (напор 569 м).


Лит.: Эдель Ю.У., Ковшовые
гидротурбины, М. -Л., 1963. М. Ф. Красилъников.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я