КОЗЛОВСКИЙ

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович
[26. 10(6.11).1753, Петербург,-18(30).9.1802, там же], русский
скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петерб. АХ (1764-73) у
Н.Ф. Жилле и А. П. Лосенко, был пенсионером АХ-в Риме(в 1774-79) и
Париже (в 1779-80), где работал также в 1788-90. С 1794 акад. и
проф. петерб. АХ. К.- один из крупнейших скульпторвв рус. классицизма;
творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом
и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, К. уже
в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787;
"Бдение Александра Македонского", мрамор,


М. И. Козловский. Скульптурный портрет
работы В. И. ДемутМалиновского. Мрамор. 1802. Русский музей. Ленинград.


1780-е гг., Рус. музей, Ленинград)
проявил
стремление к строгой пластичности произв., уравновешенности композиции,
интерес к гражд. ист. тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Рус. музей),
полной трагич. пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта,напоминающие
скульптуру барокко. В последующие годы К. создаёт пластически тонкие, полные
нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторальноидиллич.статуях
("Спящий Амур", мрамор, 1792, Рус. музей). Одновременно его увлекают
темы подвига, образы героев нац. истории ("Яков Долгорукий, разрывающий
царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская гал.), он создаёт идеальные
аллегорич. воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза,
1799, Рус. музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная
мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце "Самсон, раздирающий
пасть льва" (золочёная бронза, 1800-02; похищена фашистами в годы Великой
Отечеств, войны 1941-45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым).
Важнейшее произв. К.- памятник А. В. Суворову (бронза, 1799-1801, ныне
на Суворовской пл. в Ленинграде) - фигура юного воина, отличающаяся ясностью
пластич. формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением
спокойной уверенности. К. был замечательным мастером рисунка, обращавшимся
к ист. и жанровым темам. Среди учеников К.- С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.


Илл. см. на вклейке, табл. XXXII
(стр. 336-337).


Лит.: [Каганович А.], М. И.
Козловский, М., 1959; История русского искусства, т. 6, М., 1961, с. 400
- 35. В. С. Турчин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я