КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
вал, состоящий
из одного или неск. колен и неск. соосных коренных шеек, опирающихся на
иодшипники. Каждое колено К. в. имеет две щеки и одну шейку для
присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения
К. в. (рис. 1). Для уравновешивания К. в. при работе щёки часто имеют противовесы
(рис. 2). К. в. - вращающееся звено кривошипного механизма; применяется
в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, кузнечно-прессовых машинах
н т. п. В поршневых машинах число колен К. в. обычно равно числу цилиндров;
расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин
и расположения цилиндров. К. в. изготовляют из углеродистых и легированных
сталей или высокопрочного чугуна обычно целыми, литыми или коваными. Однако
при использовании целых К. в. невозможно применение подшипников качения,
поэтому иногда К. в. делают составными. По условиям технологии составными
выполняют также крупные К.в. с диаметром шеек до 1 м. Наиболее просты
в изготовлении К. в., у к-рых оси всех шатунных шеек находятся в одной
плоскости. Простейшим К. в. можно считать кривошип.
Рис. 1. Коленчатый вал: 1 - коренная
шейка; 2 - колено; 3 - шатунная шейка; 4 - щека.
Рис. 2. Подшипниковый узел составного
коленчатого вала; /, 4 - подшипники качения; 2 - шатун; 3 - шатунная
шейка; 5 - коренная шейка; 6 - противовес.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я