КОЛЁСНОЕ СУДНО
, судно, приводимое
<в
движение гребными колёсами. Ось гребного колеса, имеющего лопасти (плицы),
размещённые по его внеш. окружности, располагается над поверхностью воды
поперёк судна у его бортов или в корме. Габаритная ширина К. с. с бортовыми
колёсами обычно в 2<-2,5 раза превышает ширину корпуса; К. с. с кормовыми
колёсами имеет увеличенную длину.
Широкое распространение К. с. получили
в связи с появлением паровых машин (кон. 18- нач. 19 вв.), сначала на реках,
а затем и на морях. К. с. было первым судном с механич. двигателем, пересекшим
Атлантич. ок. (1838). Крупнейшее грузопассажирское мор. К. с. "Грейт Истерн"
(1857) имело дл. 207 м, шир. 25,3 м, водоизмещение 27400
т. Паровые машины мощностью 3680 л. с. вращали бортовые гребные
колёса диаметром 17м, кроме того, на судне были установлены гребной
винт, приводимый в движение машиной мощностью 3970л. с., и паруса
на 6 мачтах.
Первоначально все суда с механич.
двигателями имели гребные колёса, но из-за частых поломок на волнении мор.
К. с. вскоре уступили место винтовым судам. На внутр. водных путях
К. с., несмотря на большие габариты, увеличенную массу и сложность изготовления,
использовались сравнительно долго благодаря высокой эффективности гребных
колёс. Однако с появлением более совершенных конструкций судовых движителей,
хорошо
работающих на мелководье, К. с. практически вытеснены судами с гребными
винтами, водомётными движителями и крылъчатыми движителями.
Э. Г. Логвинович.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я