КОЛЕСО

КОЛЕСО деталь машин и механизмов;
имеет форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. К. может
свободно вращаться на оси или быть закреплённым на ней. Служит для передачи
или преобразования вращательного движения.


К.- одно из величайших изобретений
человечества, известно примерно с сер. 4-го тыс. до н. э. (Месопотамия).
Предшественником К. можно считать применённый много тысячелетий назад деревянный
каток, к-рый подкладывали под перемещаемый груз. Первоначально К. представляло
собой диск, насаженный на ось. Во 2-м тыс. до н. э. конструкция его совершенствуется:
появляется К. со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее для увеличения
прочности К. стал применяться металлич. обод, к-рый затем в трансп. машинах
был заменён шинами. Изобретение К. способствовало развитию и совершенствованию
ремёсел: К. было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном
станке и т. д. С изобретением самодвижущихся повозок К. стало играть активную
роль движителя. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках,
рудниках и т. п. применялись водяные колёса. В 19 в. вместо водяного
К. для передачи энергии стали использовать турбину, осн. элементом
к-рой также является К. В большинстве рабочих машин К. служит для изменения
частоты вращения, перемены направления движения, для передачи движения
с горизонтальной оси на вертикальную или наоборот (в ремённых, зубчатых
передачах и др.).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я