КОЛИЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО категория, выражающая
внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств,
связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
Первые попытки специального анализа проблемы К. восходят к пифагорейцам,
к-рые изучали природу чисел. Как особую категорию К. рассматривал Аристотель:
"Количеством называется то, что может быть разделено на составные части,
каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним,
данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно
счесть, это - величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется
то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные,
величиною,- то, что (делится) на
части непрерывные" (Met. V, 13, 1020а 7-14; рус. пер., М., 1934).


В связи с развитием естествознания
и математики в истории нового времени проблема К. занимает особое место.
Р. Декарт рассматривал К. как реальную пространственную и временную определённость
тел, к-рая выражается через число, меру, величину. По Г. Гегелю, К. отличается
от качества тем, что в то время как последнее однозначно характеризует
вещь, так, что при изменении качества вещи она становится другой,- количественное
же изменение до поры до времени может и не превращать её в другую вещь.


В работах классиков марксизма-ленинизма
категория К. рассматривается прежде всего в связи с установлением количественных
(математических) закономерностей, связанных с качественными преобразованиями
вещей. "... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления
или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения
этого тела" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20,
с. 385).


Каждая совокупность предметов есть
нек-рое множество. Если оно конечное, то его можно сосчитать. Всякий
счёт состоит в повторённом полагании единицы. Напр., число"40"является
количеств, характеристикой любого множества из 40 предметов, будут ли это
люди или деревья. Следовательно, числа и величины оказываются формальной,
внешней, по Гегелю, "равнодушной", стороной качеств, отношений. Есть вещи
большие и маленькие, длинные и короткие, есть движения быстрые и медленные,
есть степень развития чего-либо высокая и низкая и т. д. Всё это можно
измерить с помощью определённого эталона: метра, секунды и т. д. С целью
установления количеств, определённости предмета сравниваются составляющие
его элементы - пространственные размеры, скорость изменения, степень развития
- с определённым эталоном как единицей счёта и измерения. Чем сложнее
явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количеств, методов
(напр., явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия
мира и т. п.); в этих случаях прибегают к различного рода шкалам.
Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается
таким образом, что познание качества предшествует познанию количеств,
отношений.
Наука движется от качеств, оценок и описаний явлений к установлению количеств,
закономерностей.


К. находится в единстве с качеств,
определённостью явлений, вещей, процессов; это единство составляет их меру.
Изменение
количеств, определённости вещей до известного предела не затрагивает
их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются
изменением качества. См. Переход количественных изменений в качественные.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг,
Соч., 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Философские
тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Математика, её
содержание, методы и значение, т. 1, М., 1956. См. также лит. при
ст. Измерение. А. Г. Спиркин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я