КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ
механич.
Цилиндрический коллектор электрической
Каждая пластина
Лит.: Петров Г. Н., Электрические
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
преобразователь частоты, конструктивно объединяемый с ротором электрич.
машины (см. Коллекторная машина). К. э. состоит из ряда медных пластин
трапецеидальной формы, электрически изолированных друг от
друга и от корпуса ротора.
машины с конусными нажимными шайбами: 1 - коллекторная пластина;
2
- миканитовая манжета; 3 - конусная нажимная шайба; 4- кольцевая
гайка; 5 - втулка; 6 - вал якоря.
присоединяется к одному или неск. виткам обмотки якоря. Обмотка якоря подключается
к внеш. электрич. сети через угольные контактные щётки, к-рые при вращении
якоря поочерёдно соприкасаются с пластинами коллектора. Наиболее распространены
цилиндрич. К. э. (рис.) со щётками, прилегающими к наружной поверхности.
Реже используют дисковые К. э.
с рабочей (контактной) поверхностью, перпендикулярной оси вращения
ротора. Коллекторные пластины в машинах малой мощности (до 10 кет) запрессовывают
в пластмассу; в машинах с мощностью 15-25 кет и выше и частотой
вращения 3000 об/мин и выше пластины крепят стальными бандажными
кольцами. В крупных электрич. машинах для уменьшения механич. напряжения
в пластинах К. э. иногда делают двойными и даже тройными. Недостатки К.
э.: значит. расход электротехнич. меди, искрение, износ от трения щёток.
машины, 2 изд., ч. 3, М., 1968; В а жн о в А. И., Электрические машины.
Л., 1969. В. В. Богомазов.