КОЛЛЕКТОРНАЯ МАШИНА
электрич.
машина (генератор, двигатель), у к-рой обмотка ротора соединена
с коллектором. Различают К. м. постоянного и переменного тока. К.
м. постоянного тока достаточно широко распространены, но наличие коллектора
ограничивает их мощность до неск. Мет и напряжение до 1,5 кв
(см.
Постоянного
тока генератор, Постоянного тока электродвигатель).
В К. м. переменного
тока коллектор служит механич. преобразователем частоты. Коллекторный генератор
используется гл. обр. как источник трёхфазного переменного тока, допускающий
регулирование частоты тока независимо от частоты вращения ротора генератора.
Коллекторные двигатели (однофазные и трёхфазные), в отличие от бесколлекторных,
имеют гибкие регулировочные характеристики, но более дороги, тяжелы и менее
надёжны. Однофазные двигатели малой мощности широко используются в бытовых
электроприборах. Трёхфазные двигатели мощностью до неск. кет применяют
гл. обр. в электроприводах с широким диапазоном регулирования скорости.
Коллекторные лреобразователи частоты входят в состав электромашинных каскадов
(см. Каскад электромашинный),
а также используются для компенсации
сдвига фаз напряжения и тока у асинхронного электродвигателя. С развитием
полупроводниковой техники коллекторные преобразователи вытесняются более
перспективными статич. полупроводниковыми преобразователями частоты.
Лит.: Костенко М. П., Пиотровский
Л. М., Электрические машины, [
2 изд., ч. 2, М.- Л., 1965; Важное А.И.,
Электрические машины, Л., 1969. Ю.
М. Инъков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я