КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЁМКА
методы,
способы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном изображении
(в отд. снимке) объекты, снятые в различных местах и в разное время,
а также в разных масштабных соотношениях и пространств, положении. При
обычной съёмке зритель видит на экране такое же изображение (по композиции,
направлению и скорости движения), какое видел кинооператор в аппарате
в момент съёмки. Изображение, полученное в результате К. к., как
правило, не фактографично, т. к. оно может сниматься по частям (напр.,
актёр - на киностудии, а пейзажный фон - в Антарктиде); натуральная
или декорац. часть изображения может дополняться рисунком или макетом,
пейзаж может изменяться по тональности и колориту (напр., пейзаж, снятый
днём, на экране превратится в ночной, а летний - в зимний). К. к.
даёт возможность с минимальными затратами показывать на экране грандиозные
сооружения, создавать изображения, к-рые невозможно снять обычными способами
из-за риска для жизни актёров или др. причин (напр., стихийные явления,
возд. бои и морские сражения, ландшафты др. планет и т. д.). Посредством
К. к. изготовляются надписи, монтажные переходы и вставки между киноэпизодами
(см. Вытеснение изображения). В основу К. к. положены методы: многократного
экспонирования и съёмки изображения по частям посредством масок и контрмасок
(см. Многократного экспонирования метод, Неподвижной маски метод, Блуждающей
маски метод); перспективного совмещения объектов (см. Перспективного
совмещения метод, Макетная киносъёмка); проекционного совмещения изображений
(см. Проекционных совмещений метод, Рирпроекции метод, фронт-проекции
метод). Кроме осн. методов, существуют т. н. аппаратные приёмы К. к.,
посредством к-рых кинооператор изменяет направление движения на экране
на обратное, ускоряет, замедляет или останавливает действие, получает различные
превращения, необычные эффекты или трюки. Выбор способов К. к. обусловлен
максимальной способностью их создавать художеств, выразительность изображения,
быть наиболее простым для выполнения и экономичным для произ-ва. На крупных
киностудиях
имеются
отделы К. к. со специализиров. павильонами для дорисовок, проекц. совмещений
и пр., с бассейном киносъёмочным,
оборудованные соответствующими
установками и аппаратурой.
Лит.: Горбачев Б. К., Техника
комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Плужников Б. Ф., Комбинированные
киносъемки, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972. . Б.
Ф. Плужников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я